Сергей
>Например, я обнаружил, что секундовые движения, которые совпадают по направлению с теми, что были в попевках, я разгадываю легко, а те, что двигаются "против шерсти" (против тяготений), вызывают затруднения.
Конечно, Ми-Фа звучит неестественно в контексте разученных попевок, но я уже на том этапе, когда все равно Ми-Фа или Фа-Ми - одинаково легко угадывается. Лишь G-F является особой комбинацией для меня сейчас на быстрых скоростях))
>Например, я обнаружил, что секундовые движения, которые совпадают по направлению с теми, что были в попевках, я разгадываю легко, а те, что двигаются "против шерсти" (против тяготений), вызывают затруднения.
Конечно, Ми-Фа звучит неестественно в контексте разученных попевок, но я уже на том этапе, когда все равно Ми-Фа или Фа-Ми - одинаково легко угадывается. Лишь G-F является особой комбинацией для меня сейчас на быстрых скоростях))

> А Вам не кажется, что с остальными студентами того нахождения в базовой тональности просто было недостаточно. И что если бы они посидели подольше то успех бы был?
Rudi
>Не кажется. Полтора-два года есть достаточный срок.
Когда я учился в общеобразовательной школе, то у нас были дети, которые до третьего или даже до четвертого класса не могли читать бегло, они читали по слогам. Если так рассуждать, то можно сразу после первого класса, едва научив детей читать по-русски, сразу учить их читать по-английски, например, а то, что некоторые даже через год занятий читают все равно по слогам, ничего страшного, год вполне достаточный срок. Моё мнение, что подход к каждому человеку должен быть индивидуален. Но тогда утверждать, что Б неправ, говоря о 100% результате нельзя. Исходя из гипотезы образования АС, которую он предложил, получается что теоретически 100% результат действительно имеет место, весь вопрос только в том, сколько уйдет на это времени.
Rudi
>Как я уже писал, само в себе угадывание отдельных звуков имеет мало практической ценности. Высокий процент угадывания отдельных звуков детьми мы получаем другим способом, но это не АС.
Помнится мне Вы писали про ребенка, который занимался 2 месяца на синтезаторе, и попал потом к ВБ. Также Вы писали, что он обладал АС и что этот вывод был сделан на основании того, что он находил любую нажатую клавишу, но исходя из Вашей последней фразы — ЭТО НЕ АС!
Rudi
> Я давал примерную ссылку на работу Брайнина: зайти на brainin.org, выбрать русский язык, выбрать "Метод", выбрать "Для профессионалов", выбрать "Работы Брайнина по-русски", выбрать статью об АС (точное название не помню, но АС в названии присутствует).
Никакой статьи об АС я на Вашем сайте не нашел.
Rudi
>Не кажется. Полтора-два года есть достаточный срок.
Когда я учился в общеобразовательной школе, то у нас были дети, которые до третьего или даже до четвертого класса не могли читать бегло, они читали по слогам. Если так рассуждать, то можно сразу после первого класса, едва научив детей читать по-русски, сразу учить их читать по-английски, например, а то, что некоторые даже через год занятий читают все равно по слогам, ничего страшного, год вполне достаточный срок. Моё мнение, что подход к каждому человеку должен быть индивидуален. Но тогда утверждать, что Б неправ, говоря о 100% результате нельзя. Исходя из гипотезы образования АС, которую он предложил, получается что теоретически 100% результат действительно имеет место, весь вопрос только в том, сколько уйдет на это времени.
Rudi
>Как я уже писал, само в себе угадывание отдельных звуков имеет мало практической ценности. Высокий процент угадывания отдельных звуков детьми мы получаем другим способом, но это не АС.
Помнится мне Вы писали про ребенка, который занимался 2 месяца на синтезаторе, и попал потом к ВБ. Также Вы писали, что он обладал АС и что этот вывод был сделан на основании того, что он находил любую нажатую клавишу, но исходя из Вашей последней фразы — ЭТО НЕ АС!
Rudi
> Я давал примерную ссылку на работу Брайнина: зайти на brainin.org, выбрать русский язык, выбрать "Метод", выбрать "Для профессионалов", выбрать "Работы Брайнина по-русски", выбрать статью об АС (точное название не помню, но АС в названии присутствует).
Никакой статьи об АС я на Вашем сайте не нашел.

Дима
>Помнится мне Вы писали про ребенка, который занимался 2 месяца на синтезаторе, и попал потом к ВБ.
>Также Вы писали, что он обладал АС и что этот вывод был сделан на основании того, что он находил любую нажатую клавишу, но исходя из Вашей последней фразы — ЭТО НЕ АС
Точно. Сам себе противоречит.
>Но тогда утверждать, что Б неправ, говоря о 100% результате нельзя.
Еще можно добавить мой железный аргумент о редкости события. На мой взгляд для подтверждения гипотезы достаточно трех взрослых человек. Пусть будет 96%. Какая разница? Почти 100%.
Вчера пробовал малую и вторую октавы на 4 диске. Понял, что упражнения на попевки можно будет потом пропустить, т.к. без них прошел почти все следующие упражнения. В конце занятия решил побаловаться тестовым задание в конце 2 части (7 диск, конец). Почти прошел. Сложно было только с большой и третьей октавой. Слух не съезжал.
>Помнится мне Вы писали про ребенка, который занимался 2 месяца на синтезаторе, и попал потом к ВБ.
>Также Вы писали, что он обладал АС и что этот вывод был сделан на основании того, что он находил любую нажатую клавишу, но исходя из Вашей последней фразы — ЭТО НЕ АС
Точно. Сам себе противоречит.
>Но тогда утверждать, что Б неправ, говоря о 100% результате нельзя.
Еще можно добавить мой железный аргумент о редкости события. На мой взгляд для подтверждения гипотезы достаточно трех взрослых человек. Пусть будет 96%. Какая разница? Почти 100%.
Вчера пробовал малую и вторую октавы на 4 диске. Понял, что упражнения на попевки можно будет потом пропустить, т.к. без них прошел почти все следующие упражнения. В конце занятия решил побаловаться тестовым задание в конце 2 части (7 диск, конец). Почти прошел. Сложно было только с большой и третьей октавой. Слух не съезжал.

>такая-то нота "бархатная", другая - "трубящая", третья - "дребезжащая" и т.д.
Честно говоря, я так и считаю, что АС — приобретение каждым звуком некой дополнительной "окраски". И никаких названий, просто звук — готовое ощущение
Rudi
>Высокий процент угадывания ОТДЕЛЬНЫХ звуков детьми мы получаем другим способом, но это не АС.
Имелось в виду угадывание звуков без предварительной настройки?
Честно говоря, я так и считаю, что АС — приобретение каждым звуком некой дополнительной "окраски". И никаких названий, просто звук — готовое ощущение
Rudi
>Высокий процент угадывания ОТДЕЛЬНЫХ звуков детьми мы получаем другим способом, но это не АС.
Имелось в виду угадывание звуков без предварительной настройки?

Дима, Евгений, я не вижу противоречия в этих словах.
Rudi писал:
> Как я уже писал, само в себе угадывание отдельных звуков имеет мало практической ценности.
> Высокий процент угадывания отдельных звуков детьми мы получаем другим способом, но это не АС.
Как я понял, в первом предложении говорится о малой ПРАКТИЧЕСКОЙ ценности угадывания ОТДЕЛЬНЫХ звуков (независимо от того каким слухом пользуется человек АС или ОС).
Во втором предложении говорится о том, что можно получить высокий процент угадываний отдельных звуков не используя АС.
Что касается ребенка-вундеркинда, то у него был выявлен АС.
В чем противоречие?
Дима
> Честно говоря, я так и считаю, что АС — приобретение каждым звуком некой дополнительной "окраски". И никаких названий, просто звук — готовое ощущение.
Совершенно верно. Но разница в подходах Берджа и Бережанского в том, что у Бережанского абсолютная краска приобретается через инториоризацию ладовых портретов (т.е. через слышание функций ступеней вначале в монотональности, которые в какой-то момент отделяются от привязки к ладотональности и становятся индивидуальными красками звуков. Если только его методика работает так, как он это представляет - не исключен вариант, что в процессе занятий слух "цепляет" что-то еще, тогда подходы Берджа и Бережанского не исключают друг друга - об этом я писал давно уже).
А методика Берджа основана на том, что ученику предлагается, в каждой ноте, фактически "мытьем и катанием", услышать уже готовый портрет, то есть по гипотезе Бережанского уже интериоризованный.
Действительно, судя по отзывам на сайте Берджа некоторые люди (многие за много лет, хотя я таких не встречал, знаю человек 5-7 безуспешно занимавшихся по Берджу) открывают для себя эти краски. Возможно это обладатели "латентного АС", если таковой бывает, которые выявляют у себя АС с помощью упражнений Берджа. Поэтому я, в отличии от передергивающего все Лаки, не утверждал, что Бердж мошенник. Но методика Берджа явно не стопрцентна.
Таким образом, мое мнение, если мы занимаемся по Бережанскому, мы должны тренировать четкость и скорость распознавания ладовых портретов в ожидании того, что в следствии этих тренировок произойдет пресловутая интер-ция, а не пытаться услышать вдруг "бархатность", "дребезг" и тд. Когда овнутривание портретов произойдет, то мы начнем слышать эти "бархатность", "дребезг" или цвета, каждый по-своему. А до этого, если мы занимаемся по Бережанскому, эти "вслушивания" - пустая трата времени, спекуляции для любителей чудес, типа, "без труда выловить рыбку из пруда" - раз - отключил полушарие, раз - отключил говорилку, раз - и услышал индивидуальную краску, вот тебе и АС, раз - и не надо мучить себя бесконечным слушанием и угадыванием нот в упражнениях.
Rudi писал:
> Как я уже писал, само в себе угадывание отдельных звуков имеет мало практической ценности.
> Высокий процент угадывания отдельных звуков детьми мы получаем другим способом, но это не АС.
Как я понял, в первом предложении говорится о малой ПРАКТИЧЕСКОЙ ценности угадывания ОТДЕЛЬНЫХ звуков (независимо от того каким слухом пользуется человек АС или ОС).
Во втором предложении говорится о том, что можно получить высокий процент угадываний отдельных звуков не используя АС.
Что касается ребенка-вундеркинда, то у него был выявлен АС.
В чем противоречие?
Дима
> Честно говоря, я так и считаю, что АС — приобретение каждым звуком некой дополнительной "окраски". И никаких названий, просто звук — готовое ощущение.
Совершенно верно. Но разница в подходах Берджа и Бережанского в том, что у Бережанского абсолютная краска приобретается через инториоризацию ладовых портретов (т.е. через слышание функций ступеней вначале в монотональности, которые в какой-то момент отделяются от привязки к ладотональности и становятся индивидуальными красками звуков. Если только его методика работает так, как он это представляет - не исключен вариант, что в процессе занятий слух "цепляет" что-то еще, тогда подходы Берджа и Бережанского не исключают друг друга - об этом я писал давно уже).
А методика Берджа основана на том, что ученику предлагается, в каждой ноте, фактически "мытьем и катанием", услышать уже готовый портрет, то есть по гипотезе Бережанского уже интериоризованный.
Действительно, судя по отзывам на сайте Берджа некоторые люди (многие за много лет, хотя я таких не встречал, знаю человек 5-7 безуспешно занимавшихся по Берджу) открывают для себя эти краски. Возможно это обладатели "латентного АС", если таковой бывает, которые выявляют у себя АС с помощью упражнений Берджа. Поэтому я, в отличии от передергивающего все Лаки, не утверждал, что Бердж мошенник. Но методика Берджа явно не стопрцентна.
Таким образом, мое мнение, если мы занимаемся по Бережанскому, мы должны тренировать четкость и скорость распознавания ладовых портретов в ожидании того, что в следствии этих тренировок произойдет пресловутая интер-ция, а не пытаться услышать вдруг "бархатность", "дребезг" и тд. Когда овнутривание портретов произойдет, то мы начнем слышать эти "бархатность", "дребезг" или цвета, каждый по-своему. А до этого, если мы занимаемся по Бережанскому, эти "вслушивания" - пустая трата времени, спекуляции для любителей чудес, типа, "без труда выловить рыбку из пруда" - раз - отключил полушарие, раз - отключил говорилку, раз - и услышал индивидуальную краску, вот тебе и АС, раз - и не надо мучить себя бесконечным слушанием и угадыванием нот в упражнениях.

(Повторнозадаю свой вопрос, может быть Павел Николаевич не заметил его)
~~~~~~~~~~~~~~~~
У меня вопрос к БЕРЕЖАНСКОМУ Павлу Николаевичу .
Павел Николаевич, Вы, как человек профессионально интересующийся феноменом абсолютного слуха, наверняка знакомы с методикой Берджа (David Lucas - Burge Perfect Pitch, http://www.perfectpitch.com/). В Вашей книге я не нашел никакой ссылки на его работу.
Не могли бы вы высказать Ваше отношение к этой методике (если знакомы с этой работой) - насколько понимание Берджем абс.слуха и его методика коррелируют с Вашей гипотезой и методикой. Считаете ли Вы, что методика Берджа могла бы быть хорошим дополнением к Вашим упражнениям (или наоборот)?
Заранее благодарю за ответ.
~~~~~~~~~~~~~~~~
У меня вопрос к БЕРЕЖАНСКОМУ Павлу Николаевичу .
Павел Николаевич, Вы, как человек профессионально интересующийся феноменом абсолютного слуха, наверняка знакомы с методикой Берджа (David Lucas - Burge Perfect Pitch, http://www.perfectpitch.com/). В Вашей книге я не нашел никакой ссылки на его работу.
Не могли бы вы высказать Ваше отношение к этой методике (если знакомы с этой работой) - насколько понимание Берджем абс.слуха и его методика коррелируют с Вашей гипотезой и методикой. Считаете ли Вы, что методика Берджа могла бы быть хорошим дополнением к Вашим упражнениям (или наоборот)?
Заранее благодарю за ответ.

Сергей
Rudi пишет
>Высокий процент угадывания отдельных звуков детьми мы получаем другим способом, но это не АС..
С другой стороны, он писал о ребенке-вундеркинде, который угадывал отдельные ноты.
Получается, что для разных людей у Rudi разные критерии для определения АС. Противоречие.
Я вовсе не спорил по поводу малой практической ценности.
С другой стороны, он пишет
> Практическую ценность имеет быстрое угадывание, такое, при котором звуки определяются в мелодическом потоке, а не по отдельности.
Я с этим согласен, и никто не спорит. Но я же уже практически прохожу два тестовых задания (пока играючи) для определения АС, где как раз проигрываются мелодии в разных тональностях. Только черных еще нет. Скоро сделаю эти тестовые задания на 100%.
Rudi пишет
>Высокий процент угадывания отдельных звуков детьми мы получаем другим способом, но это не АС..
С другой стороны, он писал о ребенке-вундеркинде, который угадывал отдельные ноты.
Получается, что для разных людей у Rudi разные критерии для определения АС. Противоречие.
Я вовсе не спорил по поводу малой практической ценности.
С другой стороны, он пишет
> Практическую ценность имеет быстрое угадывание, такое, при котором звуки определяются в мелодическом потоке, а не по отдельности.
Я с этим согласен, и никто не спорит. Но я же уже практически прохожу два тестовых задания (пока играючи) для определения АС, где как раз проигрываются мелодии в разных тональностях. Только черных еще нет. Скоро сделаю эти тестовые задания на 100%.

>А методика Берджа основана на том, что ученику предлагается, в каждой ноте, фактически "мытьем и катанием", услышать уже готовый портрет...
Я не знаю, что можно услышать в каждой ноте разного. Иенно из-за этого феномен АС был для меня раньше "даром свыше" и представить себе, что это обыкновенная развиваемая способность я никак не мог.
Кроме подхода Бережанского, т.е. "раскрашивания" нот по-разному при помощи их ладовых портретов в базовой тональности, мне известен еще один способ — запоминать ту ноту, с которой начинается какое-либо произведение, тогда отдельно звучащий звук будет ассоциироваться с началом какого-то определенного произведения и звук можно будет разгадать, НО если вдуматься, то этот подход — то же самое, что предлагает Бережанский, только немного по-другому оформленный.
>...Когда овнутривание портретов произойдет, то мы начнем слышать эти "бархатность", "дребезг" или цвета, каждый по-своему. А до этого, если мы занимаемся по Бережанскому, эти "вслушивания" - пустая трата времени, спекуляции для любителей чудес, типа, ....
Именно это я и имел в виду. Т.е. овнутривание портретов — придание звукам дополнительного свойства.
Я не знаю, что можно услышать в каждой ноте разного. Иенно из-за этого феномен АС был для меня раньше "даром свыше" и представить себе, что это обыкновенная развиваемая способность я никак не мог.
Кроме подхода Бережанского, т.е. "раскрашивания" нот по-разному при помощи их ладовых портретов в базовой тональности, мне известен еще один способ — запоминать ту ноту, с которой начинается какое-либо произведение, тогда отдельно звучащий звук будет ассоциироваться с началом какого-то определенного произведения и звук можно будет разгадать, НО если вдуматься, то этот подход — то же самое, что предлагает Бережанский, только немного по-другому оформленный.
>...Когда овнутривание портретов произойдет, то мы начнем слышать эти "бархатность", "дребезг" или цвета, каждый по-своему. А до этого, если мы занимаемся по Бережанскому, эти "вслушивания" - пустая трата времени, спекуляции для любителей чудес, типа, ....
Именно это я и имел в виду. Т.е. овнутривание портретов — придание звукам дополнительного свойства.

Rudi пишет
>Высокий процент угадывания отдельных звуков детьми мы получаем другим способом, но это не АС..
С другой стороны, он писал о ребенке-вундеркинде, который угадывал отдельные ноты.
Получается, что для разных людей у Rudi разные критерии для определения АС.
Евгений, где речь идет о критериях для определения АС?
В одном случае дети угадывают отдельные звуки без использования АС. Не знаю как - это вопрос к Руди. В другом случае наблюдался вунд-ребенок, который отгадывал любые ноты. Каковы были критерии определения того, что у него АС, каковы условия тестирования и по какому принципу выбирались в каждом отдельном случае "отдельные ноты" не говорится. В конце концов "большой процент угадывания" и 100% слышание ВСЕХ предъявляемых звуков - это разные вещи. Скорость узнавания тоже играет роль.
> Но я же уже практически прохожу два тестовых задания (пока играючи) для определения АС, где как раз проигрываются мелодии в разных тональностях.
Следует учитывать, что Руди детально не знаком с методикой Бережанского и судит о ней только на основании того, что пишем мы. До сих пор о мелодиях вроде бы никто не упоминал.
>Высокий процент угадывания отдельных звуков детьми мы получаем другим способом, но это не АС..
С другой стороны, он писал о ребенке-вундеркинде, который угадывал отдельные ноты.
Получается, что для разных людей у Rudi разные критерии для определения АС.
Евгений, где речь идет о критериях для определения АС?
В одном случае дети угадывают отдельные звуки без использования АС. Не знаю как - это вопрос к Руди. В другом случае наблюдался вунд-ребенок, который отгадывал любые ноты. Каковы были критерии определения того, что у него АС, каковы условия тестирования и по какому принципу выбирались в каждом отдельном случае "отдельные ноты" не говорится. В конце концов "большой процент угадывания" и 100% слышание ВСЕХ предъявляемых звуков - это разные вещи. Скорость узнавания тоже играет роль.
> Но я же уже практически прохожу два тестовых задания (пока играючи) для определения АС, где как раз проигрываются мелодии в разных тональностях.
Следует учитывать, что Руди детально не знаком с методикой Бережанского и судит о ней только на основании того, что пишем мы. До сих пор о мелодиях вроде бы никто не упоминал.

Дима
> Я не знаю, что можно услышать в каждой ноте разного.
Никто не знает пока не услышит. Это некое субъективное ощущение "чувство" каждой ноты. Это не ладовые (функциональные) "портреты", которые слышит любой музыкант, не обладающий АС, а абсолютник, наоборот, очень часто НЕ слышит эти ладовые портреты.
Вот методика Берджа и содержит в основном словесное описание того, что надо услышать и многословные уговоры о том, что это услышать вполне доступно каждому, надо только постараться.
> Я не знаю, что можно услышать в каждой ноте разного.
Никто не знает пока не услышит. Это некое субъективное ощущение "чувство" каждой ноты. Это не ладовые (функциональные) "портреты", которые слышит любой музыкант, не обладающий АС, а абсолютник, наоборот, очень часто НЕ слышит эти ладовые портреты.
Вот методика Берджа и содержит в основном словесное описание того, что надо услышать и многословные уговоры о том, что это услышать вполне доступно каждому, надо только постараться.

Вы знаете Сергей, отключение говорилки и вслушивание в индивидуальную окраску - гораздо более сложный процесс нежели просто гоняние упражнений в попытке узнать ноты. Своим таким отношением к форумчанам вы рискуете разогнать всех оппонентов, по крайней мере у меня уже отбили желание писать что-либо. Ваш подход слишком математичен, а музыка это прежде всего чувства, а математика помогает всего лишь понять ее и не должна ставиться во главе. Цифры - абстракция, в природе их нет.

Toxa
> Ваш подход слишком математичен, а музыка это прежде всего чувства, а математика помогает всего лишь понять ее и не должна ставиться во главе. Цифры - абстракция, в природе их нет.
О каких цифрах я говорил - Вы хоть как-то аргументируйте свои слов, дайте цитату.
С другой стороны - какие там музыкальные чувства в методике Бережанского - просто набор отдельных нот. Почему бы Вам ему не предъявить претензии? Просто слабо.
> отключение говорилки и вслушивание в индивидуальную окраску - гораздо более сложный процесс нежели просто гоняние упражнений в попытке узнать ноты.
Это демагогия. Методика Бережанского и есть "просто гоняние упражнений в попытке узнать ноты", добавлю, с в моноладотональности с постепенным увеличением темпа.
Опровергните это. Приведите пример, где Бережанский говорит - "вслушивайтесь", "отключите говорилку" и тд?
> Своим таким отношением к форумчанам
Какое у меня отношение к форумчанам?
> вы рискуете разогнать всех оппонентов
Что значит разогнать оппонентов? Я всего лишь высказываю свое личное мнение, при чем в отличии от некоторых не навязываю его.
> по крайней мере у меня уже отбили желание писать что-либо.
Чем я отбил?
Форум не мой. Я нахожусь в рамках полемики. Тем кто мне хамит просто не отвечаю, чтобы не развадить флэйм. В то время на меня наезды не посуществу.
Вы можете высказывать свое мнение - я свое.
Но раз Вы так считаете, пожалуйста, я не буду писать. Думаю, чтения с меня будет достаточно, а свои мысли я оставлю при себе.
Только не надо меня воспитывать.
Всем удачи в приобретении АС.
> Ваш подход слишком математичен, а музыка это прежде всего чувства, а математика помогает всего лишь понять ее и не должна ставиться во главе. Цифры - абстракция, в природе их нет.
О каких цифрах я говорил - Вы хоть как-то аргументируйте свои слов, дайте цитату.
С другой стороны - какие там музыкальные чувства в методике Бережанского - просто набор отдельных нот. Почему бы Вам ему не предъявить претензии? Просто слабо.
> отключение говорилки и вслушивание в индивидуальную окраску - гораздо более сложный процесс нежели просто гоняние упражнений в попытке узнать ноты.
Это демагогия. Методика Бережанского и есть "просто гоняние упражнений в попытке узнать ноты", добавлю, с в моноладотональности с постепенным увеличением темпа.
Опровергните это. Приведите пример, где Бережанский говорит - "вслушивайтесь", "отключите говорилку" и тд?
> Своим таким отношением к форумчанам
Какое у меня отношение к форумчанам?
> вы рискуете разогнать всех оппонентов
Что значит разогнать оппонентов? Я всего лишь высказываю свое личное мнение, при чем в отличии от некоторых не навязываю его.
> по крайней мере у меня уже отбили желание писать что-либо.
Чем я отбил?
Форум не мой. Я нахожусь в рамках полемики. Тем кто мне хамит просто не отвечаю, чтобы не развадить флэйм. В то время на меня наезды не посуществу.
Вы можете высказывать свое мнение - я свое.
Но раз Вы так считаете, пожалуйста, я не буду писать. Думаю, чтения с меня будет достаточно, а свои мысли я оставлю при себе.
Только не надо меня воспитывать.
Всем удачи в приобретении АС.

Тоха, извините, что беспокою Вас, но вынужден ответить на вопрос Евгения. Надеюсь, Вы простите и позволите.
Евгений, у меня есть этот курс Берджа.
Участник форума Basstriker, довольно неплохо описал его ранее на форуме (первая часть "Абсолютный слух".
==========================
Basstriker
>...выглядело это так:
1. Общие рассуждения, как ощутить "окраску" и "характер" нот.
2. Почти единственный пример в качестве "ключа": "Сравните ноты F# и Eb: чувствуете, что F# звучит ярко, как будто резонирует, а Eb более мягкая, глубокая? И еще был какой-то пример, где-то в середине книги, как бы к слову.
3. Упражнения типа:
Найдите себе партнера, проводите занятия регулярно, желательно по утрам, неплохо, если где-нибудь у воды. Начните с двух нот, пусть Ваш друг извлекает ноту, а Вы угадываете. У Вас, конечно, не сразу будет получаться. Не бойтесь использовать поначалу Ваш относительный слух, угадывать интервальное соотношение. Потом добавьте следующую такую-то ноту, и угадывайте из трех... Возможно, вы заметите что такая-то нота звучит более ярко...
Итак, вы освоили первые четыре ноты, добавим к ним еще одну...
Если бы там было хоть что нибудь, что можно было повторить двадцать раз и получить результат!
Я тогда был фанатом идеи абсолютного слуха, надеялся, что освоив его, сразу смогу стать классным музыкантом, все услышать, все сыграть. Я бы повторил не 20 а 1220 раз!
Я когда-то занимался у преподавателя сольфеджио. Уже через несколько занятий я начал петь по нотам простенькие мелодии. Потом - мелодии посложнее, с альтерированными нотами. И я постоянно ощущал, что все правильно, что меня УЧАТ. Также учился в "джазке" по гитаре, и не жалею ни об одном дне. Существует ШКОЛА, и человек, закончив, скажем, музыкальное училище, и при этом являясь увлеченным, преданным музыке человеком, обязательно станет хорошим музыкантом....
Но оставьте за каждым право не доверять ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ методикам, да еще в такой эзотерической области, как освоение абсолютного слуха! Как и требовал Девид Бердж, я нашел себе партнера по занятиям (тогда еще не было специальных компьютерных программ), сказал ему: "Чувак, это так круто, у нас будет абсолютный слух!" Мы собирались раз шесть, старательно выполняли первые упражнения, но никто из нас не почувствовал ничего! Конечно, я и сам с собой занимался, и тоже нулевой результат.
Не даром про Берджа нет абсолютно ничего в русском интернете. Если американцу достаточно "приятных регулярных занятий", то русскому человеку нужен ПРИНЦИП, или хоть какие-то реальные зацепки, типа "ага, вот оно, я это сделал, дальше будет больше..." А у Берджа нет ничего подобного, зато есть навязчивая реклама. Впрочем, может ты не Берджа имел в виду, я что-то не помню у него никаких 20 in a row, да еще после каких-то лекций. У него был один отдельный основной блок упражнений, которые строились так: сначала угадывай из двух нот, потом из трех, четырех и т.д. А кроме этого были всякие статьи и аудиокассеты, где он просто рассуждал.
Евгений, у меня есть этот курс Берджа.
Участник форума Basstriker, довольно неплохо описал его ранее на форуме (первая часть "Абсолютный слух".
==========================
Basstriker
>...выглядело это так:
1. Общие рассуждения, как ощутить "окраску" и "характер" нот.
2. Почти единственный пример в качестве "ключа": "Сравните ноты F# и Eb: чувствуете, что F# звучит ярко, как будто резонирует, а Eb более мягкая, глубокая? И еще был какой-то пример, где-то в середине книги, как бы к слову.
3. Упражнения типа:
Найдите себе партнера, проводите занятия регулярно, желательно по утрам, неплохо, если где-нибудь у воды. Начните с двух нот, пусть Ваш друг извлекает ноту, а Вы угадываете. У Вас, конечно, не сразу будет получаться. Не бойтесь использовать поначалу Ваш относительный слух, угадывать интервальное соотношение. Потом добавьте следующую такую-то ноту, и угадывайте из трех... Возможно, вы заметите что такая-то нота звучит более ярко...
Итак, вы освоили первые четыре ноты, добавим к ним еще одну...
Если бы там было хоть что нибудь, что можно было повторить двадцать раз и получить результат!
Я тогда был фанатом идеи абсолютного слуха, надеялся, что освоив его, сразу смогу стать классным музыкантом, все услышать, все сыграть. Я бы повторил не 20 а 1220 раз!
Я когда-то занимался у преподавателя сольфеджио. Уже через несколько занятий я начал петь по нотам простенькие мелодии. Потом - мелодии посложнее, с альтерированными нотами. И я постоянно ощущал, что все правильно, что меня УЧАТ. Также учился в "джазке" по гитаре, и не жалею ни об одном дне. Существует ШКОЛА, и человек, закончив, скажем, музыкальное училище, и при этом являясь увлеченным, преданным музыке человеком, обязательно станет хорошим музыкантом....
Но оставьте за каждым право не доверять ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ методикам, да еще в такой эзотерической области, как освоение абсолютного слуха! Как и требовал Девид Бердж, я нашел себе партнера по занятиям (тогда еще не было специальных компьютерных программ), сказал ему: "Чувак, это так круто, у нас будет абсолютный слух!" Мы собирались раз шесть, старательно выполняли первые упражнения, но никто из нас не почувствовал ничего! Конечно, я и сам с собой занимался, и тоже нулевой результат.
Не даром про Берджа нет абсолютно ничего в русском интернете. Если американцу достаточно "приятных регулярных занятий", то русскому человеку нужен ПРИНЦИП, или хоть какие-то реальные зацепки, типа "ага, вот оно, я это сделал, дальше будет больше..." А у Берджа нет ничего подобного, зато есть навязчивая реклама. Впрочем, может ты не Берджа имел в виду, я что-то не помню у него никаких 20 in a row, да еще после каких-то лекций. У него был один отдельный основной блок упражнений, которые строились так: сначала угадывай из двух нот, потом из трех, четырех и т.д. А кроме этого были всякие статьи и аудиокассеты, где он просто рассуждал.

Сергей спасибо.
Но лучше бы там была речь о F и E. Хотя я уже проверил.
По поводу окраски ничего удивительного. Более высокие всегда кажутся более яркими. Но вряд ли такой подход даст АС безоговорочно, т.е. мало у кого получится.
anti_smithhh
А что прорвало?
Вот если бы ты попробовал методику Бережанского, вот тогда бы прорвало:)
Но лучше бы там была речь о F и E. Хотя я уже проверил.
По поводу окраски ничего удивительного. Более высокие всегда кажутся более яркими. Но вряд ли такой подход даст АС безоговорочно, т.е. мало у кого получится.
anti_smithhh
А что прорвало?
Вот если бы ты попробовал методику Бережанского, вот тогда бы прорвало:)

Помоему главным камнем преткновения является изначальное неверие в методику и занятия идут по принципу: а попробую ка я - вдруг че получится. Я считаю что так ничего не получится. Как можно вообще чему то научиться не веря в то, что у тебя это получится? Если верить, то даже несовершенство методики не станет помехой для достижения цели.

>Павел Николаевич, Вы, как человек профессионально интересующийся феноменом абсолютного слуха, наверняка знакомы с методикой Берджа ..... Не могли бы вы высказать Ваше отношение к этой методике
Сергей, я думаю Бережанский не будет отвечать на этот вопрос.
После его методики, в которой все очень просто, предельно просто и результаты видны невооруженным глазом буквально с первых занятий, читать методику типа "вслушивайтесь и да услышите" ну просто смешно.
Сергей, я думаю Бережанский не будет отвечать на этот вопрос.
После его методики, в которой все очень просто, предельно просто и результаты видны невооруженным глазом буквально с первых занятий, читать методику типа "вслушивайтесь и да услышите" ну просто смешно.

>Низкие действительно более глубоко звучат
Так речь идет не о диапазоне клавиатуры, а о двух соседних звуках. А как быть с октавными ошибками?
Евгений, когда читал эту фразу первый раз
>Низкие действительно более глубоко звучат
Чуть было не прочитал вот так "Низкие действительно более НИЗКО звучат"
Заранее прошу меня извинить за "хамство".
Так речь идет не о диапазоне клавиатуры, а о двух соседних звуках. А как быть с октавными ошибками?
Евгений, когда читал эту фразу первый раз
>Низкие действительно более глубоко звучат
Чуть было не прочитал вот так "Низкие действительно более НИЗКО звучат"

Заранее прошу меня извинить за "хамство".

Сергей
>Как я понял, в первом предложении говорится о малой ПРАКТИЧЕСКОЙ ценности ====УГАДЫВАНИЯ==== ОТДЕЛЬНЫХ звуков (независимо от того каким слухом пользуется человек АС или ОС).
>Во втором предложении говорится о том, что можно получить высокий процент ====УГАДЫВАНИЙ====отдельных звуков не используя АС.
>Что касается ребенка-вундеркинда, то у него был выявлен АС.
>В чем противоречие?
Я вообще категорически против слова УГАДЫВАНИЕ. Занимаясь по курсу мы звуки не угадывам, а РАСПОЗНАЕМ!
Угадывают гадалки.
Я подумал, что Rudi писал про "угадывание" произвольных звуков без предварительной настройки и объявил эту способность не АС, а нечто другим.
>Как я понял, в первом предложении говорится о малой ПРАКТИЧЕСКОЙ ценности ====УГАДЫВАНИЯ==== ОТДЕЛЬНЫХ звуков (независимо от того каким слухом пользуется человек АС или ОС).
>Во втором предложении говорится о том, что можно получить высокий процент ====УГАДЫВАНИЙ====отдельных звуков не используя АС.
>Что касается ребенка-вундеркинда, то у него был выявлен АС.
>В чем противоречие?
Я вообще категорически против слова УГАДЫВАНИЕ. Занимаясь по курсу мы звуки не угадывам, а РАСПОЗНАЕМ!
Угадывают гадалки.
Я подумал, что Rudi писал про "угадывание" произвольных звуков без предварительной настройки и объявил эту способность не АС, а нечто другим.

Дима
>Так речь идет не о диапазоне клавиатуры, а о двух соседних звуках. >А как быть с октавными ошибками?
Хм. Так я и высказал скепсис по поводу Берджа. По посту Сергея я не увидел системы у Берджа, хотя там только маленькая толика.
Я уверен, что явление интериоризации первично, а его я не увидел у Бержда. Хотя какая-то интериоризация там будет, но там нет других условий из методики Бережанского, что говорит об отсутствии системы, а мне такой подход не нравится. Не знаю. Я прочел только толику.
Ну, а насчет октавных ошибок - теория Б. замечательно их объясняет:) Я практически уже уверен в теории Б. Конечно, я ее принимаю ее как феноменологическую теорию. На смену ей в последствии должна прийти более совершенная.
По поводу подавлении артикуляции. Когда я писал о ней, то оговаривался (по крайней мере после комментария Бережанского), что полностью ее подавить невозможно. Ссылка от Сергея подтверждает это да и Б. в комментарии отметил это. Это
экспериментальный факт. Я лишь предложил попробовать немного подавить артикуляцию и предложил кое-что для этого.
С другой стороны, проговаривании (особенно на начальном этапе) важно с двух позиций. Во-первых, моторная память считается более долговременной, чем другие виды памяти. Хотя трудно сравнивать. Но вроде так, насколько я знаю из литературы. Это дает надежный базис (особенно для начинающих) для начала, т.е. любой может за что-то в методе зацепиться. С другой стороны, моторная память дает возможность навсегда дополнительно закрепить навык развиваемого АС. Из моего поста про три зоны следует, что у нас,возможно, задействовано в методе три вида памяти (если не больше). Но это догадки на основе своих внутренних ощущений и наблюдений.
>Так речь идет не о диапазоне клавиатуры, а о двух соседних звуках. >А как быть с октавными ошибками?
Хм. Так я и высказал скепсис по поводу Берджа. По посту Сергея я не увидел системы у Берджа, хотя там только маленькая толика.
Я уверен, что явление интериоризации первично, а его я не увидел у Бержда. Хотя какая-то интериоризация там будет, но там нет других условий из методики Бережанского, что говорит об отсутствии системы, а мне такой подход не нравится. Не знаю. Я прочел только толику.
Ну, а насчет октавных ошибок - теория Б. замечательно их объясняет:) Я практически уже уверен в теории Б. Конечно, я ее принимаю ее как феноменологическую теорию. На смену ей в последствии должна прийти более совершенная.
По поводу подавлении артикуляции. Когда я писал о ней, то оговаривался (по крайней мере после комментария Бережанского), что полностью ее подавить невозможно. Ссылка от Сергея подтверждает это да и Б. в комментарии отметил это. Это
экспериментальный факт. Я лишь предложил попробовать немного подавить артикуляцию и предложил кое-что для этого.
С другой стороны, проговаривании (особенно на начальном этапе) важно с двух позиций. Во-первых, моторная память считается более долговременной, чем другие виды памяти. Хотя трудно сравнивать. Но вроде так, насколько я знаю из литературы. Это дает надежный базис (особенно для начинающих) для начала, т.е. любой может за что-то в методе зацепиться. С другой стороны, моторная память дает возможность навсегда дополнительно закрепить навык развиваемого АС. Из моего поста про три зоны следует, что у нас,возможно, задействовано в методе три вида памяти (если не больше). Но это догадки на основе своих внутренних ощущений и наблюдений.

Я позволю себе хотя бы отвечать на вопросы, без того, чтобы спрашивать каждый раз разрешения, ладно, Тоха?
Дима
> Сергей, а Basstriker не знал, когда писал это, про Бережанского?
Насколько я помню Бережанский появился позже. В любом случае на тот момент о его методике ничего не было известно на форуме.
Тогда (в 2005 году) Иван написал про методику Берджа:
>"у меня лично после первых двух упражнений крышу просто снесло от достигнутого эффекта!!! без натяжек".
Сейчас эта фраза воспринимается двусмысленно.))
>"На некоторые упражнения у меня уходило по несколько месяцев, потому как этот процесс никак не ускоришь"
>"Обрести абсолютный слух - реально, о себе скромно молчу..."
Так что можно понять, что на тот момент Иван занимался по Берджу минимум несколько месяцев и даже намекал, что развил АС("о себе скромно молчу").
> По-моему, просто бред.
Многие абсолютники примерно так и описывают свое восприятие нот.
Ну, не хотелось бы, чтобы получилось, как в том анекдоте - "битлз не нравится, мне их друг по телефону насвистел".
Хотел буклет выложить, но че-то не закачивается.
> Сергей, я думаю Бережанский не будет отвечать на этот вопрос.
Я думаю, его ответ был бы полезен - с одном случае можно получить "цель"(с), а в противном, избежать "брожений".
Тоха
> Сергей мне не слабо предъявить претензии к Бережанскому, но у меня их пока нет.
А как же Музыка? Вы бросили обвинения мне:
"Ваш подход слишком математичен, а музыка это прежде всего чувства, а математика помогает всего лишь понять ее и не должна ставиться во главе."
Так и не ответили мне, чем мой подход математичен. Скорее логичен - это не одно и то же. Да и не "подход" (подход у меня - метода Бережанского), а изложение своих мыслей.
И к чему весь этот пафос:" музыка это прежде всего чувства... Цифры - абстракция, в природе их нет."? Тоха, а Вы считаете упражнения Бережанского музыкальными?
Вы, случайно не девушка?
Евгений
> Раз Сергей решил пока покинуть форум вслед за Ваней, то я тоже пока уйду.
Евгений, я не говорил, что ухожу с форума, напротив я написал, что собираюсь продолжить его читать, но по возможности оставлю свои мысли при себе, раз они так мешают всем.
А Вам пока никто рот не затыкает, так что пишите, пожалуйста.
Дима
> Сергей, а Basstriker не знал, когда писал это, про Бережанского?
Насколько я помню Бережанский появился позже. В любом случае на тот момент о его методике ничего не было известно на форуме.
Тогда (в 2005 году) Иван написал про методику Берджа:
>"у меня лично после первых двух упражнений крышу просто снесло от достигнутого эффекта!!! без натяжек".
Сейчас эта фраза воспринимается двусмысленно.))
>"На некоторые упражнения у меня уходило по несколько месяцев, потому как этот процесс никак не ускоришь"
>"Обрести абсолютный слух - реально, о себе скромно молчу..."
Так что можно понять, что на тот момент Иван занимался по Берджу минимум несколько месяцев и даже намекал, что развил АС("о себе скромно молчу").
> По-моему, просто бред.
Многие абсолютники примерно так и описывают свое восприятие нот.
Ну, не хотелось бы, чтобы получилось, как в том анекдоте - "битлз не нравится, мне их друг по телефону насвистел".
Хотел буклет выложить, но че-то не закачивается.
> Сергей, я думаю Бережанский не будет отвечать на этот вопрос.
Я думаю, его ответ был бы полезен - с одном случае можно получить "цель"(с), а в противном, избежать "брожений".
Тоха
> Сергей мне не слабо предъявить претензии к Бережанскому, но у меня их пока нет.
А как же Музыка? Вы бросили обвинения мне:
"Ваш подход слишком математичен, а музыка это прежде всего чувства, а математика помогает всего лишь понять ее и не должна ставиться во главе."
Так и не ответили мне, чем мой подход математичен. Скорее логичен - это не одно и то же. Да и не "подход" (подход у меня - метода Бережанского), а изложение своих мыслей.
И к чему весь этот пафос:" музыка это прежде всего чувства... Цифры - абстракция, в природе их нет."? Тоха, а Вы считаете упражнения Бережанского музыкальными?
Вы, случайно не девушка?
Евгений
> Раз Сергей решил пока покинуть форум вслед за Ваней, то я тоже пока уйду.
Евгений, я не говорил, что ухожу с форума, напротив я написал, что собираюсь продолжить его читать, но по возможности оставлю свои мысли при себе, раз они так мешают всем.
А Вам пока никто рот не затыкает, так что пишите, пожалуйста.

Сергей
Можно меня на ты, раз уж я перешел на ты.:)
>Евгений, я не говорил, что ухожу с форума, напротив я написал, что собираюсь продолжить его читать, но по возможности оставлю свои мысли при себе, раз они так мешают всем.
Я приблизительно тоже самое хочу сделать, но по другому поводу.
Просто пока каких-то интересных мыслей нет у меня да и на форуме уже тоже вроде исписались. Можешь выложить Берджа при желании где-нибудь не здесь. Например, туда, где Дима прогу выкладывает.
Кстати, мне твои мысли вовсе не мешают. Так что пишу. Мы с Димой непременно будем читать:) Не стоит хранить мысли. А вдруг они для нас окажутся ценными? Уже кое-что дало результат.
Можно меня на ты, раз уж я перешел на ты.:)
>Евгений, я не говорил, что ухожу с форума, напротив я написал, что собираюсь продолжить его читать, но по возможности оставлю свои мысли при себе, раз они так мешают всем.
Я приблизительно тоже самое хочу сделать, но по другому поводу.
Просто пока каких-то интересных мыслей нет у меня да и на форуме уже тоже вроде исписались. Можешь выложить Берджа при желании где-нибудь не здесь. Например, туда, где Дима прогу выкладывает.
Кстати, мне твои мысли вовсе не мешают. Так что пишу. Мы с Димой непременно будем читать:) Не стоит хранить мысли. А вдруг они для нас окажутся ценными? Уже кое-что дало результат.

Сергей вот умеете же вы перевернуть все с ног на голову. Никто вам рот не затыкал(покажите где я это написал). Давайте не будем ругаться, просто иногда вы себе позволяете довольно резкие высказывания, которые может быть в обычной жизни, в разговоре с глазу на глаз, нормально бы воспринялись, а на форуме, будучи не окруженными кучей смайлов, увы нет. Так что разрешаю вам продолжать писать :). Ваши мысли мне тоже интересны.
P.S. Я не девушка.
P.S. Я не девушка.

Дима,
>Помнится мне Вы писали про ребенка, который занимался 2 месяца на синтезаторе, и попал потом к ВБ. Также Вы писали, что он обладал АС и что этот вывод был сделан на основании того, что он находил любую нажатую клавишу, но исходя из Вашей последней фразы — ЭТО НЕ АС!
Я имел сказать, что то, чего мы в школе добиваемся, когда дети угадывают ноты, что в нашем случае это не АС, а не то, что всякое угадывание нот не есть АС. Вы поймёте, что я имею в виду, когда прочитаете работу ВБ, которую я Вам рекомендовал.
>Помнится мне Вы писали про ребенка, который занимался 2 месяца на синтезаторе, и попал потом к ВБ. Также Вы писали, что он обладал АС и что этот вывод был сделан на основании того, что он находил любую нажатую клавишу, но исходя из Вашей последней фразы — ЭТО НЕ АС!
Я имел сказать, что то, чего мы в школе добиваемся, когда дети угадывают ноты, что в нашем случае это не АС, а не то, что всякое угадывание нот не есть АС. Вы поймёте, что я имею в виду, когда прочитаете работу ВБ, которую я Вам рекомендовал.

Дима,
>Никакой статьи об АС я на Вашем сайте не нашел.
ОК, я находил для Вас именно там, где рекомендовал:
В.Б.Брайнин: О некоторых возможностях развития абсолютного слуха. // Материалы VII международной научно-практической конференции "Методолого-методическая подготовка учителя музыки". Москва, 2002.
http://brainin.org/Method/absolute_pitch_RU.pdf
>Никакой статьи об АС я на Вашем сайте не нашел.
ОК, я находил для Вас именно там, где рекомендовал:
В.Б.Брайнин: О некоторых возможностях развития абсолютного слуха. // Материалы VII международной научно-практической конференции "Методолого-методическая подготовка учителя музыки". Москва, 2002.
http://brainin.org/Method/absolute_pitch_RU.pdf

Дима,
>Когда я учился в общеобразовательной школе, то у нас были дети, которые до третьего или даже до четвертого класса не могли читать бегло, они читали по слогам. Если так рассуждать, то можно сразу после первого класса, едва научив детей читать по-русски, сразу учить их читать по-английски, например, а то, что некоторые даже через год занятий читают все равно по слогам, ничего страшного, год вполне достаточный срок. Моё мнение, что подход к каждому человеку должен быть индивидуален. Но тогда утверждать, что Б неправ, говоря о 100% результате нельзя. Исходя из гипотезы образования АС, которую он предложил, получается что теоретически 100% результат действительно имеет место, весь вопрос только в том, сколько уйдет на это времени.
В нашем случае речь не о детях, а о взрослых. Кроме того, так можно рекламировать вообще любую методу "если у вас не получилось, это значит, вы недостаточно долго и недостаточно прилежно занимались". Это та причина, по которой я многажды настаивал на необходимости корректного эксперимента с контрольными группами и нейтральным наблюдателем.
>Когда я учился в общеобразовательной школе, то у нас были дети, которые до третьего или даже до четвертого класса не могли читать бегло, они читали по слогам. Если так рассуждать, то можно сразу после первого класса, едва научив детей читать по-русски, сразу учить их читать по-английски, например, а то, что некоторые даже через год занятий читают все равно по слогам, ничего страшного, год вполне достаточный срок. Моё мнение, что подход к каждому человеку должен быть индивидуален. Но тогда утверждать, что Б неправ, говоря о 100% результате нельзя. Исходя из гипотезы образования АС, которую он предложил, получается что теоретически 100% результат действительно имеет место, весь вопрос только в том, сколько уйдет на это времени.
В нашем случае речь не о детях, а о взрослых. Кроме того, так можно рекламировать вообще любую методу "если у вас не получилось, это значит, вы недостаточно долго и недостаточно прилежно занимались". Это та причина, по которой я многажды настаивал на необходимости корректного эксперимента с контрольными группами и нейтральным наблюдателем.

>> По-моему, просто бред.
>Многие абсолютники примерно так и описывают свое восприятие нот.
>имел ввиду "F# звучит ярко, как будто резонирует, а Eb более мягкая, глубокая?"? а не бред
Когда я написал "бред", я имел в виду, что пытаться услышать какое-то явное отличие двух звуков друг от друга, кроме звуковысотного, для человека неподготовленного нереально, сколько не вслушивайся.
>имел ввиду "F# звучит ярко, как будто резонирует, а Eb более мягкая, глубокая
Сергей, получается, что все-таки абсолютчики испытывают некое ощущение, которое позволяет им идентифицировать ноту или слышат названия нот? Из этой фразы получается, что все-таки ощущение идет изначально, а названия нот уже потом к нему "прикручены".
>Многие абсолютники примерно так и описывают свое восприятие нот.
>имел ввиду "F# звучит ярко, как будто резонирует, а Eb более мягкая, глубокая?"? а не бред
Когда я написал "бред", я имел в виду, что пытаться услышать какое-то явное отличие двух звуков друг от друга, кроме звуковысотного, для человека неподготовленного нереально, сколько не вслушивайся.
>имел ввиду "F# звучит ярко, как будто резонирует, а Eb более мягкая, глубокая
Сергей, получается, что все-таки абсолютчики испытывают некое ощущение, которое позволяет им идентифицировать ноту или слышат названия нот? Из этой фразы получается, что все-таки ощущение идет изначально, а названия нот уже потом к нему "прикручены".
