|
Все страницы: |
1 2 3 4 5 | Посмотреть всю тему |
сейчас изучаю современные блюзовый квадрат, и, должен признать, в некоторое затруднение он меня поставил... очень разнообразный по своей структуре, и по сравнению с предыдущими двумя. и я пытаюсь проследить чёткую структуру в нём...
вот некоторые мысли вслух. сравним этот квадрат с первыми двумя. итак, первые 4 такта. они у нас преимущественно "твердые", в основном здесь наблюдается тоника. в современном квадрате сразу несколько "обескураживает" ми септ мажор малый, получается у нас здесь соль диез с гармонического мажора, второй такт довольно устойчивый должен быть, если проводить аналогию с аккордом на 4 ступени, здесь больше от пятой ступени, то есть еще более не устойчивой (в до мажоре: 7 аккорды от ре, фа, ля считаются 4 ступенью, а 7 аккорды от ми, соль, си считаются 5 ступенью, то есть больше тяготеют к тонике). так вот здесь и насторожил вдруг ми на второй ступени. но мажор. хотя вместо него тут можно взять 7 аккорд ре малый минорный (меняется только си на до).
поехали дальше, вторые 4 такта... малый мажорный септ от 7 ступени с бемолем ближе к 4 ступени, т.к. там есть ре, фа, сиb (которая не так сильно тянется к тонике), в 8 такте от 6 бемоль ступени малый мажорный септ в целом такой же устойчивый как и построенный на 6 ступени без бемоля, то есть вторые 4 такта у нас получаются по аналогии довольно устойчивые, но уже не такие... ну и последние 4 такта
9: септ ре минор малый, довольно устойчивый, по аналогии с 9 тактом в других квадратах было бы корректнее ми минор взять...
10: ну тут в итоге на 4 ступени взятые малый мажорный септ полностью по аналогии с 10 тактом в других квадратах
11: на шестой ступени малый мажрные септ в целом устойчивый, в принципе по аналогии с I6. а теперь смотрит во втором варианте что у нас: I6 устойчивее чем на 3 ступени малый мажорный септ, ну тем не менее в один и тот же аккорд они переходят.
12: ну и тут идет переход от довольно устойчивого ре мажор септ (хотя можно и ре минор взять) к септу малому мажорному на 5 ступени
В общем вердикт такой: современный вариант квадрата очень разнообразный, и вариантов его исполнению я вижу очень много, как в сочетании с простыми вариантами, так и более сложные. да и кстати далее там в книге идут уроки по усложнению гармонии, а пока что такие вот размышления.
вот некоторые мысли вслух. сравним этот квадрат с первыми двумя. итак, первые 4 такта. они у нас преимущественно "твердые", в основном здесь наблюдается тоника. в современном квадрате сразу несколько "обескураживает" ми септ мажор малый, получается у нас здесь соль диез с гармонического мажора, второй такт довольно устойчивый должен быть, если проводить аналогию с аккордом на 4 ступени, здесь больше от пятой ступени, то есть еще более не устойчивой (в до мажоре: 7 аккорды от ре, фа, ля считаются 4 ступенью, а 7 аккорды от ми, соль, си считаются 5 ступенью, то есть больше тяготеют к тонике). так вот здесь и насторожил вдруг ми на второй ступени. но мажор. хотя вместо него тут можно взять 7 аккорд ре малый минорный (меняется только си на до).
поехали дальше, вторые 4 такта... малый мажорный септ от 7 ступени с бемолем ближе к 4 ступени, т.к. там есть ре, фа, сиb (которая не так сильно тянется к тонике), в 8 такте от 6 бемоль ступени малый мажорный септ в целом такой же устойчивый как и построенный на 6 ступени без бемоля, то есть вторые 4 такта у нас получаются по аналогии довольно устойчивые, но уже не такие... ну и последние 4 такта
9: септ ре минор малый, довольно устойчивый, по аналогии с 9 тактом в других квадратах было бы корректнее ми минор взять...
10: ну тут в итоге на 4 ступени взятые малый мажорный септ полностью по аналогии с 10 тактом в других квадратах
11: на шестой ступени малый мажрные септ в целом устойчивый, в принципе по аналогии с I6. а теперь смотрит во втором варианте что у нас: I6 устойчивее чем на 3 ступени малый мажорный септ, ну тем не менее в один и тот же аккорд они переходят.
12: ну и тут идет переход от довольно устойчивого ре мажор септ (хотя можно и ре минор взять) к септу малому мажорному на 5 ступени
В общем вердикт такой: современный вариант квадрата очень разнообразный, и вариантов его исполнению я вижу очень много, как в сочетании с простыми вариантами, так и более сложные. да и кстати далее там в книге идут уроки по усложнению гармонии, а пока что такие вот размышления.
>в 9 такте можно вместо минорного можно сыграть мажорный аккорд... звучит в целом норм...
- Вы имеете в виду побочный доминантсептаккорд второй ступени. В традиционном блюзе все три аккорда - трезвучия с добавленными блюзовыми нотами, в первую очередь малой септимой , а затем повышенной девятой ст. - X7/#9 . Этот аккорд распространился и на побочные ступени; а поскольку он содержит обе , мажорную и минорную, терции, то можно ими манипулировать, подставляя по желанию одну из них, или обе вместе.Поэтому доминант и минорный септаккорды взаимозаменяемы.
- Вы имеете в виду побочный доминантсептаккорд второй ступени. В традиционном блюзе все три аккорда - трезвучия с добавленными блюзовыми нотами, в первую очередь малой септимой , а затем повышенной девятой ст. - X7/#9 . Этот аккорд распространился и на побочные ступени; а поскольку он содержит обе , мажорную и минорную, терции, то можно ими манипулировать, подставляя по желанию одну из них, или обе вместе.Поэтому доминант и минорный септаккорды взаимозаменяемы.
сегодня более детально анализировал современный блюзовый квадрат... хочу получше его понять, как он строится... ситуацию осложняет то что почти все септаккорды обращённые... ну в общем я выписал все ноты на бумаге, и сравнил с классическим квадратом. по сути у нас тут "игра слов", то есть в аккордах меняется например 2 ноты, остальные остаются, при этом есть основные ноты, согласно которым можно поделить довольно условно на 3 вида аккордов (которые на слух в целом чувствуются): это I ступень, IV ну и V
итак. тональность до.
1.
до ми соль сиb (I)
==================================================
2.
си ре фа ля (в целом V хотя можно и IV назвать)
ми ляb си ре (V)
==================================================
3.
ля до ми соль (I)
==================================================
4.
соль сиb ре фа (V)
до ми соль сиb (I)
==================================================
5.
фа ля до миb (IV)
==================================================
6.
фа ляb до миb (IV)
сиb ре фа ляb (IV)
==================================================
7.
ми соль си ре (V)
==================================================
8.
миb сольb сиb реb (V)
ляb до миb сольb (I)
==================================================
9.
ре фа ля до (IV)
==================================================
10
соль си ре фа (V)
фа ля до миb (IV)
==================================================
11 (вариант 1)
ми ляb си ре (V)
ля реb ми соль (I)
==================================================
12 (вариант 1)
ре сольb ля до (IV)
соль си ре фа (V)
==================================================
11 (вариант 2)
до ми соль ля (I)
ля реb ми соль (I)
==================================================
12 (вариант 2)
ре фа ля до (IV)
соль си ре фа (V)
А теперь рассмотрим классический квадрат:
==================================================
1.
до ми соль ля (I)
==================================================
2.
фа ля до миb (IV)
==================================================
3.
до ми соль ля (I)
==================================================
4.
до ми соль сиb (I)
==================================================
5.
фа ля до миb (IV)
==================================================
6. повтор
==================================================
7.
до ми соль ля (I)
==================================================
8. повтор
==================================================
9.
соль си ре фа (V)
==================================================
10.
фа ля до миb (IV)
==================================================
11.
до ми соль ля (I)
==================================================
12.
соль си ре фа (V)
Как видим есть явные соответствия. разве что вот 9 такт. в современном там аккорд 4 ступени (фа ля до+секста от фа, ну то есть фа6) а вот в классическом там пятая ступень. ну правда и тот и тот начинается с пятой...
теперь выпишем ноты, составляющие септимы и квинты этих аккордов.
современный квадрат:
септимы:
ляb
ля
ре
соль
фа
миb
реb
сольb
до
сиb
квинты:
соль
фа
си
ми
ре
до
сиb
миb
ля
ноты, которые есть и там и там: ля, ре, соль, фа, миb, до.
ну в общем если повысить фа то получается блюзовая гамма от ля.
классический квадрат:
септимы:
ля
миb
сиb
фа
квинты:
соль
до
ре
нету по сравнению с современным квадратом:
си
ми
ляb
реb
сольb
Теперь насчет блюзовой гаммы. Можно добавлять пониженную/повышенную на пол тона тонику (повышенную нужно очень осторожно использовать). ну и еще можно добавлять повышенную на пол тона доминанту, но очень осторожно, т.к. она создает очень специфическое звучание.
вот такой вот анализ...
итак. тональность до.
1.
до ми соль сиb (I)
==================================================
2.
си ре фа ля (в целом V хотя можно и IV назвать)
ми ляb си ре (V)
==================================================
3.
ля до ми соль (I)
==================================================
4.
соль сиb ре фа (V)
до ми соль сиb (I)
==================================================
5.
фа ля до миb (IV)
==================================================
6.
фа ляb до миb (IV)
сиb ре фа ляb (IV)
==================================================
7.
ми соль си ре (V)
==================================================
8.
миb сольb сиb реb (V)
ляb до миb сольb (I)
==================================================
9.
ре фа ля до (IV)
==================================================
10
соль си ре фа (V)
фа ля до миb (IV)
==================================================
11 (вариант 1)
ми ляb си ре (V)
ля реb ми соль (I)
==================================================
12 (вариант 1)
ре сольb ля до (IV)
соль си ре фа (V)
==================================================
11 (вариант 2)
до ми соль ля (I)
ля реb ми соль (I)
==================================================
12 (вариант 2)
ре фа ля до (IV)
соль си ре фа (V)
А теперь рассмотрим классический квадрат:
==================================================
1.
до ми соль ля (I)
==================================================
2.
фа ля до миb (IV)
==================================================
3.
до ми соль ля (I)
==================================================
4.
до ми соль сиb (I)
==================================================
5.
фа ля до миb (IV)
==================================================
6. повтор
==================================================
7.
до ми соль ля (I)
==================================================
8. повтор
==================================================
9.
соль си ре фа (V)
==================================================
10.
фа ля до миb (IV)
==================================================
11.
до ми соль ля (I)
==================================================
12.
соль си ре фа (V)
Как видим есть явные соответствия. разве что вот 9 такт. в современном там аккорд 4 ступени (фа ля до+секста от фа, ну то есть фа6) а вот в классическом там пятая ступень. ну правда и тот и тот начинается с пятой...
теперь выпишем ноты, составляющие септимы и квинты этих аккордов.
современный квадрат:
септимы:
ляb
ля
ре
соль
фа
миb
реb
сольb
до
сиb
квинты:
соль
фа
си
ми
ре
до
сиb
миb
ля
ноты, которые есть и там и там: ля, ре, соль, фа, миb, до.
ну в общем если повысить фа то получается блюзовая гамма от ля.
классический квадрат:
септимы:
ля
миb
сиb
фа
квинты:
соль
до
ре
нету по сравнению с современным квадратом:
си
ми
ляb
реb
сольb
Теперь насчет блюзовой гаммы. Можно добавлять пониженную/повышенную на пол тона тонику (повышенную нужно очень осторожно использовать). ну и еще можно добавлять повышенную на пол тона доминанту, но очень осторожно, т.к. она создает очень специфическое звучание.
вот такой вот анализ...
