Автор |
Тема: Мажор Минор
Время: 25.03.2014 21:27 |
|
---|---|---|
![]() ![]() |
День добрый! Понимающие теорию музыки, подскажите пожалуйста Читаю книгу «Музыкальное и апликатурное мышление гитариста», книга сложная для понимания, хотя и разобрано все с азов. Среди прочего там говорится о том, каким образом строятся лады. См. обведенное красным во вложении. Вопрос: «почему именно так ее изменили?», почему, скажем, не начать с Db? Или это считается, что называется, общепринятым? |
|
|
Автор |
Тема: Re: Мажор Минор
Время: 26.03.2014 00:21 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС ![]() ![]() ![]() |
Мажор и минор всё же произошли от их предшественников диатонических ладов (церковных, народных) - ионийского (мажор) и эолийского (минор). Никто ничего не менял, мажор и минор - самостоятельные лады. Вот при переходе из одного в другой ступени меняются, не более того; каждый из ладов самостоятелен. Всего есть 7 этих древних ладов (на примере звукоряда до ре ми фа соль ля си) Ионийский лад: до ре ми фа соль ля си Дорийский лад: ре ми фа соль ля си до Фригийский лад: ми фа соль ля си до ре Лидийский лад: фа соль ля си до ре ми Миксолидийский лад: соль ля си до ре ми фа Эолийский лад: ля си до ре ми фа соль Локрийский лад: си до ре ми фа соль ля Звуковой состав один и тот же, просто за основу взяты разные ноты. Так вот, почему среди всех ладов выбрали именно ионийский и эолийский? Я думаю (на 100% не уверен, я не музыковед), что это связано с переходом на многоголосье и в дальнейшем аккорды. В мажоро-минорных ладах по идее аккорды главных ступеней (I, IV и V), составляющие основу классической гармонии, должны соответствовать своему наклонению: в мажоре они должны быть мажорные, в миноре - минорные. Такое возможно только если взять для мажоре ионийский лад (для до мажора аккорды С - до ми соль, F - фа ля до, G - соль си ре), а для минора - эолийский (для ля минора аккорды Am - ля до ми, Dm - ре фа ля, Em - ми соль си). |
|
|
Автор |
Тема: Re: Мажор Минор
Время: 26.03.2014 00:25 |
|
---|---|---|
Санкт-Петербург Фортепиано, гитара, вокал, развитие АС и ОС ![]() ![]() ![]() |
>почему, скажем, не начать с Db? Если в ладу до ре ми фа соль ля си заменить ре на ре-бемоль, то будет до ре-бемоль ми фа соль ля си - то будет до мажор с пониженной второй ступенью. Если лад до ре-бемоль ми-бемоль фа соль ля-бемоль си-бемоль, то это фригийский лад от "до" или до минор с пониженной второй ступенью. |
|
|
Автор |
Тема: Re: Мажор Минор
Время: 26.03.2014 01:05 |
|
---|---|---|
![]() ![]() |
> Вопрос: «почему именно так ее изменили?», почему, скажем, не начать с Db? Или это считается, что называется, общепринятым? Изменили так, чтобы из формулы мажора получить ступеневую формулу минора и сравнить. Натуральные Мажор и минор - главные лады. |
|
"останется вопрос о том, насколько адекватно тот или
иной участник форума оценивает свой результат"(с) |
Автор |
Тема: Re: Мажор Минор
Время: 21.04.2014 14:07 |
|
---|---|---|
![]() ![]() ![]() |
Когда-то звукоряд был таков, что при изменении первой ступени в октаве изменялся сам лад. Именно тогда и появились персональные названия для каждого лада — всего семь, по числу нот. Такой звукоряд абсолютно не годился для транспонирования при игре в ансамбле: при механическом переносе партий мелодии оказывались в разных ладах. К проблеме подключился Пифагор и создал пифагорейский строй. Квинты и кварты в нём звучали превосходно, но не всегда целое число квинт укладывалось в целое число октав, поэтому инструменты нуждались в тщательной настройке для каждого произведения. Потом был чистый строй, который также не устранил всех недостатков строя пифагорейского — по-прежнему частоты одних и тех же звуков постоянно менялись, что не давало использовать всех возможностей чистого строя при игре на инструментах с фиксированной настройкой. Наконец великий органист и теоретик музыки Веркмейстер предложил модель равномерно-темперированного строя. Этот строй решил проблему вечной перестройки инструмента. В поддержку нового строя Бах написал цикл произведений во всех 24-х тональностях 12 минорных и 12 мажорных — ставший знаменитым сборник "Хорошо темперированный клавир". Теперь каждый звук всегда соответствует определённой частоте и необходимость в семи разных ладах отпала: для использования всех возможностей равномерно-темперированного строя нужны только мажор и минор. При желании можно с помощью знаков альтерации воспроизвести в партитуре лады из той древней семёрки, что и делается иногда композиторами. Например, Мусоргский использовал в "Борисе Годунове" фригийский лад. | |
|
Автор |
Тема: Re: Мажор Минор
Время: 05.08.2015 13:20 |
|
---|---|---|
ZP гитара (6) ![]() ![]() |
Мне кажется, мажорный и минорный аккорды просто нашли на слух, о чем свидетельствуют их названия. После разбора структуры ионийского лада стало ясно, что он начинается с тех же интервалов что и мажорный аккорд. Аналогично с эопийским ладом. Поэтому их и переименовали в мажорный и минорный. |
|
|