Понима ,что прошу многого, но поясните на конкретном примере:
Наиграл я значится
стало интересно, как эта мелодия "устроена". поискал по разным таблицам "замкнутую" последовательность нот из которого "сделано" соло (да и бас) - C# фригийский лад. Ну ОК, удовлетворил любопытство, а тут говорят - мужик, да это ж натуральный минор F#. Ну да, те же ноты, только в другой последовательности... Собственно - тогда натуральный фа-диез минор в этой мелодии это ЧТО и ГДЕ? Я думал, что это просто выбор(набор) нот из которых составлена мелодия. Нет. Или это выбор тоник аккордов? Ну ОК, а сами аккорды тогда по какому принципу берутся?

Наиграл я значится
стало интересно, как эта мелодия "устроена". поискал по разным таблицам "замкнутую" последовательность нот из которого "сделано" соло (да и бас) - C# фригийский лад. Ну ОК, удовлетворил любопытство, а тут говорят - мужик, да это ж натуральный минор F#. Ну да, те же ноты, только в другой последовательности... Собственно - тогда натуральный фа-диез минор в этой мелодии это ЧТО и ГДЕ? Я думал, что это просто выбор(набор) нот из которых составлена мелодия. Нет. Или это выбор тоник аккордов? Ну ОК, а сами аккорды тогда по какому принципу берутся?
Последовательность нот F# G# A B C# D E может соответствовать 7 разным ладам, в зависимости от того, какую ноту принять за основание лада.
F# эолийский
G# локрийский
A ионийский
B дорийский
C# фригийский
D лидийский
E миксодидийский
Это если брать модальные лады. Модальные лада изначально использовались без аккордового сопровождения как одноголосье или многоголосье, однако в наше время и к ним можно добавить аккордовое сопровождение, т.е гармонизировать.
При этом тональных лада может быть 2:
F# минор натуральный
A мажор натуральный
Тональные лады отличают от модальных много чего (хотя звуковой состав один и тот же), одно из основных отличий - то, что они свободно обыгрываются аккордами.
В твоей песне сразу чувствуется, что главная нота - F#: мелодия постоянно к ней возвращается. Кроме того бас: F# D E C# явно отражает такую аккордовую последовательность: F#m A E C#(m), т.е. также указывает на F# минор натуральный.
Для того, чтобы ощущался C# фригиский ты должен сделать главной ноту C#, мелодий должна часто к ней возвращаться (например, C# B C# D E D C# B C#), гармония при этом должна быть проще, например С#5 G#5.
F# эолийский
G# локрийский
A ионийский
B дорийский
C# фригийский
D лидийский
E миксодидийский
Это если брать модальные лады. Модальные лада изначально использовались без аккордового сопровождения как одноголосье или многоголосье, однако в наше время и к ним можно добавить аккордовое сопровождение, т.е гармонизировать.
При этом тональных лада может быть 2:
F# минор натуральный
A мажор натуральный
Тональные лады отличают от модальных много чего (хотя звуковой состав один и тот же), одно из основных отличий - то, что они свободно обыгрываются аккордами.
В твоей песне сразу чувствуется, что главная нота - F#: мелодия постоянно к ней возвращается. Кроме того бас: F# D E C# явно отражает такую аккордовую последовательность: F#m A E C#(m), т.е. также указывает на F# минор натуральный.
Для того, чтобы ощущался C# фригиский ты должен сделать главной ноту C#, мелодий должна часто к ней возвращаться (например, C# B C# D E D C# B C#), гармония при этом должна быть проще, например С#5 G#5.
>Чтобы было F# натуральный минор, аккорды берутся из той же последовательности, что и сама мелодия? Т.е. F#m A E C определяются тем же F# G# A B C# D E?
В простейшем случае - да. Единственно, что в доминантовой аккорде V ступени С# (от ноты C# - C# E# G#) возможно использовать ноту E#, которой нет в натуральном миноре, она из гармонического минора:
F# G# A B C# D E#
Хотя можно оставить и аккорд C#m из натурального минора - С# E G#.
Поэтому я и написал, что либо С# мажорный аккорд, либо C#m минорный аккорд - C#(m)
>Имеет ли значение последовательность аккордов, или только какие?
Да, разумеется. Вид аккорда всегда четко связан со ступень, на которой он строится. Для натурального минора в простейшем случае аккорды будут такие и только такие (я говорю про трехзвучные):
F#m G#dim A Bm C#m D E. Поэтому нельзя от любой ступени взять аккорд, который вздумается, они конкретно связаны каждый со своей ступенью.
Последовательнсоть также имеет большое значение. Это все изучает гармония. рекомендую скачать книжек и почитать, тут все это объяснять долго будет.
В простейшем случае - да. Единственно, что в доминантовой аккорде V ступени С# (от ноты C# - C# E# G#) возможно использовать ноту E#, которой нет в натуральном миноре, она из гармонического минора:
F# G# A B C# D E#
Хотя можно оставить и аккорд C#m из натурального минора - С# E G#.
Поэтому я и написал, что либо С# мажорный аккорд, либо C#m минорный аккорд - C#(m)
>Имеет ли значение последовательность аккордов, или только какие?
Да, разумеется. Вид аккорда всегда четко связан со ступень, на которой он строится. Для натурального минора в простейшем случае аккорды будут такие и только такие (я говорю про трехзвучные):
F#m G#dim A Bm C#m D E. Поэтому нельзя от любой ступени взять аккорд, который вздумается, они конкретно связаны каждый со своей ступенью.
Последовательнсоть также имеет большое значение. Это все изучает гармония. рекомендую скачать книжек и почитать, тут все это объяснять долго будет.
Огромное спасибо, намного яснее и прозрачнее чем безуспешное изучение статей про лады/тональности и т.д. на википедии.
Общая картина значится такая.
Хотим мы написать песню в натуральном миноре фа-диез. Смотрим, какие аккорды в этот лад входят, к примеру тут
F#min G#dim Amaj Bmin C#min Dmaj Emaj
Последовательно перебираем эти аккорды-трезвучия в разной последовательности, находим на слух "нужную" комбинацию из 2/4/8 аккордов.
под это дело подкладываем бас, ноты которого берём из лада или из аккордов
поверх наигрываем соло, ноты исключительно перечисленные в ладу
говорим, что у нас получилась песня в натуральном миноре фа-диез.
Правильно?
Общая картина значится такая.
Хотим мы написать песню в натуральном миноре фа-диез. Смотрим, какие аккорды в этот лад входят, к примеру тут
F#min G#dim Amaj Bmin C#min Dmaj Emaj
Последовательно перебираем эти аккорды-трезвучия в разной последовательности, находим на слух "нужную" комбинацию из 2/4/8 аккордов.
под это дело подкладываем бас, ноты которого берём из лада или из аккордов
поверх наигрываем соло, ноты исключительно перечисленные в ладу
говорим, что у нас получилась песня в натуральном миноре фа-диез.
Правильно?
