Доброго времени суток!
Хоть я и музыкант, и композитор, и аранжировщик, но когда мне заказывают написать минус, то для меня самое тяжелое является съем гармонии. И, казалось бы, ничего сложного нет, но из всей песни один аккорд не могу подобрать, чувствую, что где-то рядом, но не могу его найти. Как можно развить гармонический слух, что Вы мне порекомендуете?
И еще одно, если кто может, напишите, пожалуйста, цифровки припева Светлана Светикова “Навсегда”, буду премного благодарен!
Заранее всем спасибо

Хоть я и музыкант, и композитор, и аранжировщик, но когда мне заказывают написать минус, то для меня самое тяжелое является съем гармонии. И, казалось бы, ничего сложного нет, но из всей песни один аккорд не могу подобрать, чувствую, что где-то рядом, но не могу его найти. Как можно развить гармонический слух, что Вы мне порекомендуете?
И еще одно, если кто может, напишите, пожалуйста, цифровки припева Светлана Светикова “Навсегда”, буду премного благодарен!
Заранее всем спасибо

Тот слух, о котором ты говоришь, все же точнее будет называть функциональным слухом, то бишь способность слушать чередование функций в гармонии. Порекомендовать могу прогу EarMaster, так есть опция тренировка последовательностей функций в ладу. Ну и вообще неплохо бы представлять себе, как звучат сами эти функции в ладу. Для начала тоника, субдоминанта (мажорная и минорная) и доминанта (мажорная и минорная) - это все возможные комбинации для натуральных, гармонических и мелодических мажоров. Далее верхняя медианта (III ступень) и нижняя медианта (субмедианта)(VI ступень) в мажоре и миноре. И наконец, аккорды на II и VII ступенях:
1)в мажоре на II, в миноре на II и II- (пониженная)
2)в мажоре на VII, в миноре на VII и VII+ (повышенная)
В принципе, этого должно хватить на первое время)
Кстати, касательно выше написанного примера, Em в данной случае, вероятно, следует трактовать как верхнюю медианту до мажора, так как отклонения в ля минор нету, Am просто аккорд VI ступени (по типу прерванного оборота), посему цифровка такова:
I - V - VI - IV - III
1)в мажоре на II, в миноре на II и II- (пониженная)
2)в мажоре на VII, в миноре на VII и VII+ (повышенная)
В принципе, этого должно хватить на первое время)
Кстати, касательно выше написанного примера, Em в данной случае, вероятно, следует трактовать как верхнюю медианту до мажора, так как отклонения в ля минор нету, Am просто аккорд VI ступени (по типу прерванного оборота), посему цифровка такова:
I - V - VI - IV - III

Еще пару раз послушал и вот что подумал: может, после Am не F, а Dm идет? У меня одна из самых частых ошибок почему-то - путаница субдоминанты и нижней медианты в миноре...
Попробуй так:
С G Am Dm Em
C G Am Dm F C
То есть, все же есть отклонение в ля минор, потому тогда цифровкунадо писать так:
C-dur......a-moll
I - V - VI=I - IV - V
C-dur......a-moll............C-dur
I - V - VI=I - IV - VI - III=I
Попробуй так:
С G Am Dm Em
C G Am Dm F C
То есть, все же есть отклонение в ля минор, потому тогда цифровкунадо писать так:
C-dur......a-moll
I - V - VI=I - IV - V
C-dur......a-moll............C-dur
I - V - VI=I - IV - VI - III=I

Когда я впадаю в ступор относительно какого-либо аккорда, тогда напрягаю собственно гармонический слух: пытаюсь расслышать структуру аккорда, почувствовать его краску (мажор или минор)...
Касательно второй строки. Начало такое же, меняется только конец - там вместо Em будет F - C. Логичней, конечно же, G - C, но G - C звучит более резко что ли, а вот F - C - более мягкое тяготение и разрешение субдоминанты в тонику. Все же совсем правильно, наверное, записать это так:
C-dur......a-moll......C -dur
I - V - VI=I - IV - VI=IV - I
Касательно второй строки. Начало такое же, меняется только конец - там вместо Em будет F - C. Логичней, конечно же, G - C, но G - C звучит более резко что ли, а вот F - C - более мягкое тяготение и разрешение субдоминанты в тонику. Все же совсем правильно, наверное, записать это так:
C-dur......a-moll......C -dur
I - V - VI=I - IV - VI=IV - I

>Звучит хорошо и Dm и F, но склоняюсь все-таки C-G-Am-Dm-Em, да, ты прав)
В том-то и дело, что оба звучат ХОРОШО, оба относятся к субдоминантовой функции. У меня эта парочка - аккорды IV и VI ступени - очень часто вызывают путаницу, потому приходится тупо слушать, мажорный аккорд или минорный, если не слышно аккорда, то хотя бы ноту в басу... Вообще не париться, нафиг, да взять септаккорд Dm7, который объединяет все звуки Dm и F ))))
В том-то и дело, что оба звучат ХОРОШО, оба относятся к субдоминантовой функции. У меня эта парочка - аккорды IV и VI ступени - очень часто вызывают путаницу, потому приходится тупо слушать, мажорный аккорд или минорный, если не слышно аккорда, то хотя бы ноту в басу... Вообще не париться, нафиг, да взять септаккорд Dm7, который объединяет все звуки Dm и F ))))

Мне 21, учусь в институт культуры, точнее уже заканчиваю 4-й курс, трубач я, но уже несколько лет пишу песни, и самое интересное то, что музыку пишу, аранжировки делаю, но не смог сам полностью гармонию подобрать, стыдно…значит, есть чем заняться, но музыкальный слух не развивал ни когда, но теперь понял что надо этим заняться все-таки.)))
Спасибо тебе, что помог разобраться.
Спасибо тебе, что помог разобраться.


Да не за что. Я сам про профессии врач)) Вот потянуло в музыку) Слух - дело наживное, по себе могу сказать. Мои изначальные слуховые данные были весьма скромные, я был не способен различить мажор и минор, не слышал, как вру мотивы и проч.) Диагноз дилетантов - ДТП с участием медведя)))) Мне реально помогли вещи:
1. Программа EarMaster. Там я тренирую интервалы, аккорды, лады и проч.
2. Аудио-курс Н.П.Бережанского по формированию и развитию абсолютного слуха. Помимо основной цели - развития АС очень сильно развивает ладовое чувство и вообще умение определять на слух ступени мажора. Сам я еще и минор тренирую.
Благодаря этому всему я, например, теперь могу петь с листа, хотя раньше это для меня было чем-то НЕРЕАЛЬНЫМ, настолько хреновые ладовые представления у меня были.
1. Программа EarMaster. Там я тренирую интервалы, аккорды, лады и проч.
2. Аудио-курс Н.П.Бережанского по формированию и развитию абсолютного слуха. Помимо основной цели - развития АС очень сильно развивает ладовое чувство и вообще умение определять на слух ступени мажора. Сам я еще и минор тренирую.
Благодаря этому всему я, например, теперь могу петь с листа, хотя раньше это для меня было чем-то НЕРЕАЛЬНЫМ, настолько хреновые ладовые представления у меня были.

Пианино "Волга". Строй плывет так же, как и река)))) Реально ноты очень быстро расстраиваются, посему на нем только непосредственно техника игры тренируется) Ежели какие-то вокальные упражнения, то есть миди-клава с чистейшим неплавающим звуком)) Конечно же, хотелось бы иметь дома пианино "Steinway & sons", ну или хотя б "Boston" или "Essex", да не купить пока)
