Все форматирование похерилось, но что делать 
Как записать несмотря не на что...
«Меня не прет!»
Отмазка вокалиста
1. Введение
Во многих статьях обсуждают, как правильно округлять, микстовать и.т.д. – т.е. вопросы звукоизвлечения. Но наступает момент, когда все свое непропитое мастерство необходимо зафиксировать для неблагодарных потомков. И тут начинают появляться тонкие, едва уловимые электроникой нюансы, о которых пишут крайне мало и редко. И почему-то всегда это написано на буржуинском, хотя живя бок о бок с Россией уже несколько веков, эти снобы уже давно могли бы выучить русский.
Автар не является экспертом с мировым именем в области вокала, звукорежиссуры и все описываемые методы вымучены исключительно грабленаступательным методом.
Статья, после нескольких итераций получилась длиннее раза в два, т.к. она изначально была написана с применением местных идиоматических выражений великого и могучего в качестве терминов и глаголов, что, при их расшифровке дало много словесного объема.
Статья ориентирована, в основном, на начинающих, немного продолжающих любителей и профессионалов орального искусства, поющих в стилях рок, металл, и не металл на радость соседям. То есть дома.
Читайте, комментируйте, критикуйте.
2. Краткое описание симптоматики рецидива
Ура, первые дубли готовы. С нетерпением нажимаем кнопочку Play и слушаем. Вроде и в ноты попал и спел довольно ровно, но от записи не прет. Нет кача, драйва, настроения. В исступлении пишутся дубли за дублем, под конец от злости начинает подсаживаться голос, но лечебный эффект не наступает.
На следующий день то же самое. И на послеследующий.
Конечно, вопрос можно решить традиционно, используя спиртосодержащие и другие стимуляторы – но тут могут вопросы возникнуть с техникой. Как с вокальной, так и со студийной.
Ниже собраны и сгруппированы найденные методы, фишки, приемы, которые, надеюсь, помогут забороть эту беду.
3. Подготовка к записи
Крайне ответственный этап, забивать на него не стоит – как говориться «Лучше день потерять, зато потом за полчаса долететь». Качественная подготовка в сумме сокращает время на запись – а что может быть ценнее времени?
3.1 Подготовка оборудования
3.1.1 Наушники
Для записи нам подойдут только наушники закрытого типа, хотя существуют и полуоткрытые и открытые. Но при записи в последних, в микрофон пролезет отголоски фонограммы. Хотя если пишется плотный микс – это будет не смертельно, т.к. за рычанием и жужжащими гитарами этих артефактов слышно не будет – надо будет только вычистить паузы.
3.1.2 Микрофон
Т.к. я записываюсь дома, то я долго выбирал – что же мне купить: динамический или конденсаторный микрофон? (как правильно подсказывает мне товарищ-эстет из 3-го ряда – существуют еще ламповые и ленточные). Если бы была студия – тут без вариантов: ламповый или конденсаторный. Но т.к. пишемся дома, без подготовленного помещения (заглушенного), да и еще и в условиях ограниченного бюджета и не всегда совершенного оборудования – то мой выбор пал на динамический кардиоидный микрофон.
3.1.3 Комната
Чем глуше комната – тем меньше всякой фигни попадет в микс. Что такое фигня? А вы пробовали петь в гараже, ванной или пустой комнате с бетонными стенами? «Э-гег-ей!» И понеслось со всех сторон. Дешевым и сердитым решением являются ковры (персидские - бугага).
3.2 Подготовка минуса
Главная тема – под минус должно быть комфортно петь.
3.2.1 Место под голос
В миксе нужно плавно утопить частоты в районе 1,5 -3 КГц, чтобы не пришлось соревноваться в перекрикивании с инструментом, который влез в этот диапазон.
3.2.2 Компрессия
Парадоксально, но факт. Компрессия микса, при которой используется с маленькая атака, а уровень задирается на гране перегрузки – позволяет более точно попадать в ритм. После записей дублей берется нормальный, не плющеный минус
3.3 Текст
Мы поем. Поет текст (хотя эстеты и экстремалы могут обходиться и без этого). Анализ текста и составление ритмического плана позволяет заранее спланировать, какую гласную мы будем тянуть 3 такта и где какую фишку вставить.
3.3.1 Выучить текст
Вроде пункт понятный, но забивают на него часто. Зачем учить – если есть перед глазами бумажка? Но тут вступают в силу ограничение на быстродействие лобных долей мозга. Когда текст невыучен – идет постоянное отвлечение на чтение текста, внимание к звукоизвлечению сразу падает, что отражается на качестве. Также, при этом надо постоянно отслеживать глазами текущее место в песне. Иначе, на какой-то особо запавшей в душу ноте вы вдруг прикроете глаза и протянете что-то вроде «Йе-иеееее». Открываете глаза – и тут паника: текущая строчка потерялась. Последствия понятны.
Выученный тест – это минус один отвлекающий фактор, который мешает сосредоточиться на песне.
3.3.2 Произношение и артикуляция
В основном это касается буржуинских языков, но и с русским у многих тоже беда.
Начнем с родного. Просмотрите текст и найдите слова, за которые вам хочется из автора текста сделать очередное произведение Пикассо. Например - «Шла Саша по шоссе и сосала…. хммм.. сушку». Произнесите вслух и почувствуйте места и звуки, где язык отказывается нормально поворачиваться. Эти места нужно повторять и репетировать до автоматизма, пока затруднение не исчезнет. Или убить автора.
С буржуинскими все тоже самое + правильное произношение. Если есть неуверенность, как правильно слово произноситься – нужно посмотреть транскрипцию или послушать звуковой пример (например в Lingvo). Не стесняться тупо записывать на русском, как это произноситься, например «блю вотэ» сверху текста, чтобы не лазить снова в словарь, если наступил внезапный приступ склероза.
3.3.3 Пение на гласной
Пропойте все песню на какую-нибудь удобную гласную «О», «У» или «Й», чтобы прочувствовать мелодию и ритмику произведения.
3.3.4 Расстановка слогов
А теперь призовая игра – включаем минус и, не поя, отслеживаем текст, запоминая или помечая места, где растягиваются слоги («на горееееееееее») или рвутся слова («электрофика ция!»), причем, стараясь сделать так, чтобы все звучало ритмично. Можно сделать пометки, чтобы потом судорожно не вспоминать, как спеть на 2-х нотах слово «заборостроительный».
3.4 Работа над фактурой
Написанного сверху достаточно, чтобы спеть вокальную партию, но при этом многие прокомментируют пение, как «квадратное», невыразительное. Как черно-белая картинка – вроде все понятно и четко, но чувствуется подвох. Для превращения песни в цветущее полотно авангардиста нам понадобятся краски – приемы – фишки – немного фантазии.
Часто все это делается непроизвольно, но анализ произведения и заранее продуманный план могут дать еще лучший результат (или не дать – прим. редакции).
3.4.1 Расстановка ударений
Хрестоматийный пример «Я люблю тебя». Спеть можно по разному: «ЙА! (не хрен с горы!) люблю тебя», «я ЛЮБЛЮ (ты чо дура не видишь, чо я делаю?!) тебя», «я люблю ТЕБЯ (как ты меня достала со своими заморочками!)». Слова одинаковые, но смысл разный. Иногда песня может заблистать неожиданными красками.
Это пример расстановки ударений в приложениях. Рассмотрим теперь все это в более мелком масштабе – в слове.
«Я люблЮ тебЯ», «Я лЮблю Тебя», «я лЮблю тебЯЯЯЯЯЯ (извините, сорвался)». Т.е. пробуем играть с ударениями на слабую/сильную долю. При этом получается, что ударный слог поется чуть дольше, чем неударный. Очень оживляет. Даже если взять пример с 4/4, то ударение на 1-ю и 3-ю долю уже даст пульсацию.
3.4.2 Штрихи
Никто обычно, в здравом уме не поет песню одним звуком. Так или иначе его делают громче/тише, осветляют/затемняют.
Но кроме этого – есть замечательные приемы-штрихи, такие как: драйв, гроулинг, смены позиций, шепот, фальцет. Это как специи в хорошем нажористом блюде. Переборщишь – все плеваться будут. Положишь достаточно – будет самый смак.
Используя эти приемы, можно подчеркнуть драматичность ситуации, например драйвом, грусть – шепотом, агрессию – гроулом, нежность – фальцетом. Естественно, это должно согласоваться с текстом.
Также, в некоторых местах можно инвертировать смысл слов, только используя прием («Я убью тебя, лодочник», нежно промурлыкало сопрано, готовясь к первой брачной ночи).
Эксперементируйте.
3.4.3 Пародии
О
, это отдельная песня. Если штрихи мы вставляем периодически, то пародировать можно целые куски. Пародировать можно акцент, стиля, дефекты речи и много другое (например, косоглазие – прим. редакции).
Этот прием можно удачно использовать для озвучивания диалогов и вставок прямой речи.
4. Запись
Недели упорных тренировок позади, рука тянется к кнопке «Record». Пора покончить с вокальным воздержанием!
4.1 Наушники
Пишут вокал в наушниках. Но и тут есть два варианта: полностью закрыть уши, натянув наушники как презер купальную шапочку, или сдвинуть одну чашку наушников так, чтобы было открыто одно ухо. Каждый выбирает как ему удобно, я предпочитаю писаться с одним открытым ухом – так слышишь себя в привычных условиях.
Громкость фанеры отстраивается так, чтобы было слышно микс (чтобы попадать в ритм и мелодию) и слышать себя. Если себя плохо слышно, то начинается форсировка звука и, как следствие, быстрое утомление.
4.2 Микрофон
Петь в микрофон можно 2-мя способами (не через ж…, как подсказывает редакция), а вот как:
- как белые люди, т.е. есть микрофонная стойка, микрофон привинчен к ней так, что хрен отдерешь, при этом он стыдливо прикрыт ветрозащитой, которая спасает от задувов, «Б», «П» и других физиологических звуков.
- как хз кто – микрофон в руки, бегаешь по комнате, активно кривляешься - вообщем концертный вариант.
И в первом и во втором случае есть плюса и минуса. Я пробовал петь со стойкой, но, в конце концов, вернулся ко второму варианту. Он позволяет «играть» микрофоном – приближать/удалять/отводить в сторону или вверх. Причем, если микрофон держать под углом и сверху – то звук получается более ээээ… полетным.
4.3 Положение тулова при записи
Микрофон мы держим в руках, а руки прикреплены к туловищу. Вот о положении тулова мы и поговорим. Здесь кол-ва вариантов тоже не сильно много ибо человек существо крайне негибкое и, я бы даже сказал, ограниченное.
При вокализировании стоя открываются различные возможности по расколбасу. Можно маршировать, танцевать, махать ногой рукой/рукой, приседать (отличное подспорье для записи гопака!) - вообщем помогать телом вести ритм.
Сидя хорошо получаются заунывные лирические песнопения о порушенной зоофилами любви. Мозгу больше не нужно контролировать равновесие и габариты колбасящегося тела, чтобы оно не повредилось об предметы окружающей обстановки, он сосредотачивается на пении.
Некоторые эцтеты практикую положение лежа, причем на животе, но подобный экстремализм мы рассматривать не будем.
4.4 Метроном
Если ухи упорно отказываются различать сильную и слабую доли, то тут нам поможет апробированное многими поколениями музыкальное орудие пытки – метроном.
Включаем метрономом, настроенный под ритм произведения и поем. Поначалу это жесть. Т.к. ритм в течение такта может плавать, например, замедляясь в середине. Потом включаем одновременно фанеру и метроном – должно наступить улучшение.
4.5 Въезжание
Пытаемся спеть песню целиком, раз, два три… Тут накосячили, здесь в ноту непопали. Если вас не зовут Лучаний Поворотий, то имеет смысл записывать песню кусками – припев, бридж, куплет.
Но тут возникает другая проблема – как добиться, чтобы песня слушалась монолитно, т.к. голос может «гулять» в течение одного дня. А припев, спетый немного другим тембром, по сравнению с куплетом, никому не доставит радости.
Тут нам поможет следующий финт ушами – ставим запись на один-два такта до начала искомого куска и включаем запись и стараемся попасть в манеру, с которой спет предыдущий кусок, и по инерции, записываем нужный. Некоторые это называют наложением – но нам то пофиг, главное результат.
Если кусок идет самый первый или после длительного соло, то вроде как ориентироваться не на что, но тут можно сделать следующее: пропеваем мелодию предшествующего куска на гласную, «на-на» и что там еще фантазия подскажет и, с разбегу, начинаем голосить нужным нам кусок.
4.6 Запись под себя
Замечали, что если петь вместе с кем-то (пусть даже этот кем-то всего лишь набор цифирок на компакте с записью), то поется гораздо легче?
Суть метода, чтобы сделать первую, черновую запись, причем можно записываться не в ушах, а при включенных колонках – этот трек с грязным вокалом мы потрем, а удовольствие попеть под громкую музыку поимеем.
Потом включается фанера + трек с грязным вокалом, и записываем партии как обычно.
4.7 Много треков
В то время, когда современная техника, которая позволяет запускать китайцев в космос, больше ничто не налагает жесткого ограничения на количество треков для записи – значит нет больше необходимости сдерживать наши творческие порывы. Плодите треков столько, сколько душа желает – потом все лишнее можно постирать.
Это я к тому, что не нужно долбиться с упорством дятла, пытаясь затереть до дыр звуковую дорожку, записывая и стирая один и тот же кусок. Лучше каждую попытку записи оставлять для анализа, и возможного использования в будущем. Вдруг, именно в ней окажется мегафирменный визг или удачное произношение слова «###»? Самое главное, чтобы не потеряться, нужно стараться подписывать каждую запись, выделяя ключевые особенности, типа «взял до 2-й», «Афигенна пошла» и т.д.
Также стоит учитывать, что вокалисты тоже люди, хотя и не все сознаются, и они устают. Поэтому чем больше дублей – тем ровнее запись, но пер, ой, не пер, а драйв уходит. Поэтому самые эмоциональные записи получается со 2-го по 4-й дубль. Желательно за эти дубли прогнать как можно больший объем записи, а потом дописывать отдельные куски.
4.8 Итерашион арбайтен
Записали дублей 10, а чо-то все не то? Значит пришло время заняться анализом («мы врачи, как художники – мазок там, мазок здесь» (с) народное). Внимательно слушаем запись и пытаемся найти места, где не совсем точно подаем в ритм, запоминаем удачные фишки. Вообщем, практически снова занимается подготовительной работой, описанной выше. А куда деваться?
4.9 По волне моей памяти…
Для генерации новых идей и создания настроения, полезно перед записью посмотреть интересный фильм («Silent hills») или послушать запись команды, от которой прет («Самоцветы»).
Правильный настрой – х0% успеха.
5. Заключение
Петься должно быть легко, чтобы это достичь, нужно довести до автоматизма базу (текст, мелодия, звукоизвлечение) и думать только над созданием музыкального образа и кача. Иными словами – ничто не должно мешать нам колбаситься. Даже соседи. Удачи.
Данная статья была написана от 3-х дневного безделья на работе

Как записать несмотря не на что...
«Меня не прет!»
Отмазка вокалиста
1. Введение
Во многих статьях обсуждают, как правильно округлять, микстовать и.т.д. – т.е. вопросы звукоизвлечения. Но наступает момент, когда все свое непропитое мастерство необходимо зафиксировать для неблагодарных потомков. И тут начинают появляться тонкие, едва уловимые электроникой нюансы, о которых пишут крайне мало и редко. И почему-то всегда это написано на буржуинском, хотя живя бок о бок с Россией уже несколько веков, эти снобы уже давно могли бы выучить русский.
Автар не является экспертом с мировым именем в области вокала, звукорежиссуры и все описываемые методы вымучены исключительно грабленаступательным методом.
Статья, после нескольких итераций получилась длиннее раза в два, т.к. она изначально была написана с применением местных идиоматических выражений великого и могучего в качестве терминов и глаголов, что, при их расшифровке дало много словесного объема.
Статья ориентирована, в основном, на начинающих, немного продолжающих любителей и профессионалов орального искусства, поющих в стилях рок, металл, и не металл на радость соседям. То есть дома.
Читайте, комментируйте, критикуйте.
2. Краткое описание симптоматики рецидива
Ура, первые дубли готовы. С нетерпением нажимаем кнопочку Play и слушаем. Вроде и в ноты попал и спел довольно ровно, но от записи не прет. Нет кача, драйва, настроения. В исступлении пишутся дубли за дублем, под конец от злости начинает подсаживаться голос, но лечебный эффект не наступает.
На следующий день то же самое. И на послеследующий.
Конечно, вопрос можно решить традиционно, используя спиртосодержащие и другие стимуляторы – но тут могут вопросы возникнуть с техникой. Как с вокальной, так и со студийной.
Ниже собраны и сгруппированы найденные методы, фишки, приемы, которые, надеюсь, помогут забороть эту беду.
3. Подготовка к записи
Крайне ответственный этап, забивать на него не стоит – как говориться «Лучше день потерять, зато потом за полчаса долететь». Качественная подготовка в сумме сокращает время на запись – а что может быть ценнее времени?
3.1 Подготовка оборудования
3.1.1 Наушники
Для записи нам подойдут только наушники закрытого типа, хотя существуют и полуоткрытые и открытые. Но при записи в последних, в микрофон пролезет отголоски фонограммы. Хотя если пишется плотный микс – это будет не смертельно, т.к. за рычанием и жужжащими гитарами этих артефактов слышно не будет – надо будет только вычистить паузы.
3.1.2 Микрофон
Т.к. я записываюсь дома, то я долго выбирал – что же мне купить: динамический или конденсаторный микрофон? (как правильно подсказывает мне товарищ-эстет из 3-го ряда – существуют еще ламповые и ленточные). Если бы была студия – тут без вариантов: ламповый или конденсаторный. Но т.к. пишемся дома, без подготовленного помещения (заглушенного), да и еще и в условиях ограниченного бюджета и не всегда совершенного оборудования – то мой выбор пал на динамический кардиоидный микрофон.
3.1.3 Комната
Чем глуше комната – тем меньше всякой фигни попадет в микс. Что такое фигня? А вы пробовали петь в гараже, ванной или пустой комнате с бетонными стенами? «Э-гег-ей!» И понеслось со всех сторон. Дешевым и сердитым решением являются ковры (персидские - бугага).
3.2 Подготовка минуса
Главная тема – под минус должно быть комфортно петь.
3.2.1 Место под голос
В миксе нужно плавно утопить частоты в районе 1,5 -3 КГц, чтобы не пришлось соревноваться в перекрикивании с инструментом, который влез в этот диапазон.
3.2.2 Компрессия
Парадоксально, но факт. Компрессия микса, при которой используется с маленькая атака, а уровень задирается на гране перегрузки – позволяет более точно попадать в ритм. После записей дублей берется нормальный, не плющеный минус
3.3 Текст
Мы поем. Поет текст (хотя эстеты и экстремалы могут обходиться и без этого). Анализ текста и составление ритмического плана позволяет заранее спланировать, какую гласную мы будем тянуть 3 такта и где какую фишку вставить.
3.3.1 Выучить текст
Вроде пункт понятный, но забивают на него часто. Зачем учить – если есть перед глазами бумажка? Но тут вступают в силу ограничение на быстродействие лобных долей мозга. Когда текст невыучен – идет постоянное отвлечение на чтение текста, внимание к звукоизвлечению сразу падает, что отражается на качестве. Также, при этом надо постоянно отслеживать глазами текущее место в песне. Иначе, на какой-то особо запавшей в душу ноте вы вдруг прикроете глаза и протянете что-то вроде «Йе-иеееее». Открываете глаза – и тут паника: текущая строчка потерялась. Последствия понятны.
Выученный тест – это минус один отвлекающий фактор, который мешает сосредоточиться на песне.
3.3.2 Произношение и артикуляция
В основном это касается буржуинских языков, но и с русским у многих тоже беда.
Начнем с родного. Просмотрите текст и найдите слова, за которые вам хочется из автора текста сделать очередное произведение Пикассо. Например - «Шла Саша по шоссе и сосала…. хммм.. сушку». Произнесите вслух и почувствуйте места и звуки, где язык отказывается нормально поворачиваться. Эти места нужно повторять и репетировать до автоматизма, пока затруднение не исчезнет. Или убить автора.
С буржуинскими все тоже самое + правильное произношение. Если есть неуверенность, как правильно слово произноситься – нужно посмотреть транскрипцию или послушать звуковой пример (например в Lingvo). Не стесняться тупо записывать на русском, как это произноситься, например «блю вотэ» сверху текста, чтобы не лазить снова в словарь, если наступил внезапный приступ склероза.
3.3.3 Пение на гласной
Пропойте все песню на какую-нибудь удобную гласную «О», «У» или «Й», чтобы прочувствовать мелодию и ритмику произведения.
3.3.4 Расстановка слогов
А теперь призовая игра – включаем минус и, не поя, отслеживаем текст, запоминая или помечая места, где растягиваются слоги («на горееееееееее») или рвутся слова («электрофика ция!»), причем, стараясь сделать так, чтобы все звучало ритмично. Можно сделать пометки, чтобы потом судорожно не вспоминать, как спеть на 2-х нотах слово «заборостроительный».
3.4 Работа над фактурой
Написанного сверху достаточно, чтобы спеть вокальную партию, но при этом многие прокомментируют пение, как «квадратное», невыразительное. Как черно-белая картинка – вроде все понятно и четко, но чувствуется подвох. Для превращения песни в цветущее полотно авангардиста нам понадобятся краски – приемы – фишки – немного фантазии.
Часто все это делается непроизвольно, но анализ произведения и заранее продуманный план могут дать еще лучший результат (или не дать – прим. редакции).
3.4.1 Расстановка ударений
Хрестоматийный пример «Я люблю тебя». Спеть можно по разному: «ЙА! (не хрен с горы!) люблю тебя», «я ЛЮБЛЮ (ты чо дура не видишь, чо я делаю?!) тебя», «я люблю ТЕБЯ (как ты меня достала со своими заморочками!)». Слова одинаковые, но смысл разный. Иногда песня может заблистать неожиданными красками.
Это пример расстановки ударений в приложениях. Рассмотрим теперь все это в более мелком масштабе – в слове.
«Я люблЮ тебЯ», «Я лЮблю Тебя», «я лЮблю тебЯЯЯЯЯЯ (извините, сорвался)». Т.е. пробуем играть с ударениями на слабую/сильную долю. При этом получается, что ударный слог поется чуть дольше, чем неударный. Очень оживляет. Даже если взять пример с 4/4, то ударение на 1-ю и 3-ю долю уже даст пульсацию.
3.4.2 Штрихи
Никто обычно, в здравом уме не поет песню одним звуком. Так или иначе его делают громче/тише, осветляют/затемняют.
Но кроме этого – есть замечательные приемы-штрихи, такие как: драйв, гроулинг, смены позиций, шепот, фальцет. Это как специи в хорошем нажористом блюде. Переборщишь – все плеваться будут. Положишь достаточно – будет самый смак.
Используя эти приемы, можно подчеркнуть драматичность ситуации, например драйвом, грусть – шепотом, агрессию – гроулом, нежность – фальцетом. Естественно, это должно согласоваться с текстом.
Также, в некоторых местах можно инвертировать смысл слов, только используя прием («Я убью тебя, лодочник», нежно промурлыкало сопрано, готовясь к первой брачной ночи).
Эксперементируйте.
3.4.3 Пародии
О
, это отдельная песня. Если штрихи мы вставляем периодически, то пародировать можно целые куски. Пародировать можно акцент, стиля, дефекты речи и много другое (например, косоглазие – прим. редакции).
Этот прием можно удачно использовать для озвучивания диалогов и вставок прямой речи.
4. Запись
Недели упорных тренировок позади, рука тянется к кнопке «Record». Пора покончить с вокальным воздержанием!
4.1 Наушники
Пишут вокал в наушниках. Но и тут есть два варианта: полностью закрыть уши, натянув наушники как презер купальную шапочку, или сдвинуть одну чашку наушников так, чтобы было открыто одно ухо. Каждый выбирает как ему удобно, я предпочитаю писаться с одним открытым ухом – так слышишь себя в привычных условиях.
Громкость фанеры отстраивается так, чтобы было слышно микс (чтобы попадать в ритм и мелодию) и слышать себя. Если себя плохо слышно, то начинается форсировка звука и, как следствие, быстрое утомление.
4.2 Микрофон
Петь в микрофон можно 2-мя способами (не через ж…, как подсказывает редакция), а вот как:
- как белые люди, т.е. есть микрофонная стойка, микрофон привинчен к ней так, что хрен отдерешь, при этом он стыдливо прикрыт ветрозащитой, которая спасает от задувов, «Б», «П» и других физиологических звуков.
- как хз кто – микрофон в руки, бегаешь по комнате, активно кривляешься - вообщем концертный вариант.
И в первом и во втором случае есть плюса и минуса. Я пробовал петь со стойкой, но, в конце концов, вернулся ко второму варианту. Он позволяет «играть» микрофоном – приближать/удалять/отводить в сторону или вверх. Причем, если микрофон держать под углом и сверху – то звук получается более ээээ… полетным.
4.3 Положение тулова при записи
Микрофон мы держим в руках, а руки прикреплены к туловищу. Вот о положении тулова мы и поговорим. Здесь кол-ва вариантов тоже не сильно много ибо человек существо крайне негибкое и, я бы даже сказал, ограниченное.
При вокализировании стоя открываются различные возможности по расколбасу. Можно маршировать, танцевать, махать ногой рукой/рукой, приседать (отличное подспорье для записи гопака!) - вообщем помогать телом вести ритм.
Сидя хорошо получаются заунывные лирические песнопения о порушенной зоофилами любви. Мозгу больше не нужно контролировать равновесие и габариты колбасящегося тела, чтобы оно не повредилось об предметы окружающей обстановки, он сосредотачивается на пении.
Некоторые эцтеты практикую положение лежа, причем на животе, но подобный экстремализм мы рассматривать не будем.
4.4 Метроном
Если ухи упорно отказываются различать сильную и слабую доли, то тут нам поможет апробированное многими поколениями музыкальное орудие пытки – метроном.
Включаем метрономом, настроенный под ритм произведения и поем. Поначалу это жесть. Т.к. ритм в течение такта может плавать, например, замедляясь в середине. Потом включаем одновременно фанеру и метроном – должно наступить улучшение.
4.5 Въезжание
Пытаемся спеть песню целиком, раз, два три… Тут накосячили, здесь в ноту непопали. Если вас не зовут Лучаний Поворотий, то имеет смысл записывать песню кусками – припев, бридж, куплет.
Но тут возникает другая проблема – как добиться, чтобы песня слушалась монолитно, т.к. голос может «гулять» в течение одного дня. А припев, спетый немного другим тембром, по сравнению с куплетом, никому не доставит радости.
Тут нам поможет следующий финт ушами – ставим запись на один-два такта до начала искомого куска и включаем запись и стараемся попасть в манеру, с которой спет предыдущий кусок, и по инерции, записываем нужный. Некоторые это называют наложением – но нам то пофиг, главное результат.
Если кусок идет самый первый или после длительного соло, то вроде как ориентироваться не на что, но тут можно сделать следующее: пропеваем мелодию предшествующего куска на гласную, «на-на» и что там еще фантазия подскажет и, с разбегу, начинаем голосить нужным нам кусок.
4.6 Запись под себя
Замечали, что если петь вместе с кем-то (пусть даже этот кем-то всего лишь набор цифирок на компакте с записью), то поется гораздо легче?
Суть метода, чтобы сделать первую, черновую запись, причем можно записываться не в ушах, а при включенных колонках – этот трек с грязным вокалом мы потрем, а удовольствие попеть под громкую музыку поимеем.
Потом включается фанера + трек с грязным вокалом, и записываем партии как обычно.
4.7 Много треков
В то время, когда современная техника, которая позволяет запускать китайцев в космос, больше ничто не налагает жесткого ограничения на количество треков для записи – значит нет больше необходимости сдерживать наши творческие порывы. Плодите треков столько, сколько душа желает – потом все лишнее можно постирать.
Это я к тому, что не нужно долбиться с упорством дятла, пытаясь затереть до дыр звуковую дорожку, записывая и стирая один и тот же кусок. Лучше каждую попытку записи оставлять для анализа, и возможного использования в будущем. Вдруг, именно в ней окажется мегафирменный визг или удачное произношение слова «###»? Самое главное, чтобы не потеряться, нужно стараться подписывать каждую запись, выделяя ключевые особенности, типа «взял до 2-й», «Афигенна пошла» и т.д.
Также стоит учитывать, что вокалисты тоже люди, хотя и не все сознаются, и они устают. Поэтому чем больше дублей – тем ровнее запись, но пер, ой, не пер, а драйв уходит. Поэтому самые эмоциональные записи получается со 2-го по 4-й дубль. Желательно за эти дубли прогнать как можно больший объем записи, а потом дописывать отдельные куски.
4.8 Итерашион арбайтен
Записали дублей 10, а чо-то все не то? Значит пришло время заняться анализом («мы врачи, как художники – мазок там, мазок здесь» (с) народное). Внимательно слушаем запись и пытаемся найти места, где не совсем точно подаем в ритм, запоминаем удачные фишки. Вообщем, практически снова занимается подготовительной работой, описанной выше. А куда деваться?
4.9 По волне моей памяти…
Для генерации новых идей и создания настроения, полезно перед записью посмотреть интересный фильм («Silent hills») или послушать запись команды, от которой прет («Самоцветы»).
Правильный настрой – х0% успеха.
5. Заключение
Петься должно быть легко, чтобы это достичь, нужно довести до автоматизма базу (текст, мелодия, звукоизвлечение) и думать только над созданием музыкального образа и кача. Иными словами – ничто не должно мешать нам колбаситься. Даже соседи. Удачи.
Данная статья была написана от 3-х дневного безделья на работе
------------------
hrg, с нежностью и фальцетом ты конечно загнул))) По-моему всех девушек тошнит когда кто-то горланит фальцетом песню о любви или нежности))
------------------
Блин, сегодня какой-то вечер разъяснительной музыки :). Вот пример фальцета (партия Призрака с 0:46)
http://www.yousendit.com/transfer.php?action=download&ufid=04254136073A18A9
Вопрос - как спеть
hrg, с нежностью и фальцетом ты конечно загнул))) По-моему всех девушек тошнит когда кто-то горланит фальцетом песню о любви или нежности))
------------------
Блин, сегодня какой-то вечер разъяснительной музыки :). Вот пример фальцета (партия Призрака с 0:46)
http://www.yousendit.com/transfer.php?action=download&ufid=04254136073A18A9
Вопрос - как спеть
Автор: Charlie-Crash Msk
Тема: Re: (статья) Как записать несмотря не на что...
Отжиг!!!!!!!!!
Респект!!!!!!! Превзошёл себя...
Особенно впечатлило "Сидя хорошо получаются заунывные лирические песнопения о порушенной зоофилами любви. Мозгу больше не нужно контролировать равновесие и габариты колбасящегося тела, чтобы оно не повредилось об предметы окружающей обстановки, он сосредотачивается на пении." я подсталом)))))))))
Респект!!!!!!! Превзошёл себя...
Особенно впечатлило "Сидя хорошо получаются заунывные лирические песнопения о порушенной зоофилами любви. Мозгу больше не нужно контролировать равновесие и габариты колбасящегося тела, чтобы оно не повредилось об предметы окружающей обстановки, он сосредотачивается на пении." я подсталом)))))))))







