Время: 05.07.2005 00:08
Автор: Павел_12345
Тема: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Чем больше сочиняю, соприкасаюсь с духом мелодии, тем больше чувствую ограниченность и неестественность равномерно-темперированного строя.

Мертвый, ограниченный строй, искуственный.

     
Время: 05.07.2005 11:28
Автор: мёртвый
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
да уж..это еще один довод, который можно привести в старую тему о записи музыки на бумагу..)) звук должен быть живым, он может разбегаться и притормаживать, кричать и шептать..
     
Время: 05.07.2005 11:37
Автор: ДимА
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
В теме про безладовые гитары не написал : почему бы тебе не взять просто гитару со скаллопированным грифом? Главное научится прижимать струны по-правильному.
     
Время: 05.07.2005 21:23
Автор: Павел_12345
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
to мёртвый

Понимаю сарказм.

К традиционной записи длительностей, ритма, привязке к началу такта вопросов нет, - удобно.

А вот к записи высоты звучания, - вопрос. Если не в равномерно-темперированном строе писать, то и запись высот будет другая.

Да, звук должен быть живым. Звук и запись мелодии, - одно другому не мешает.

     
Время: 05.07.2005 21:25
Автор: Павел_12345
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
to ДимА

Спасибо, но это несколько другое.

Я веду разговор о построении всей мелодии не в равномерно-темперированном строе.

Например, скрипач может сыграть не в равномерно-темперированном строе.

     
Время: 05.07.2005 21:46
Автор: лентяй-гуру

Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
А гитарист может играть слайдами.
     
Время: 05.07.2005 22:40
Автор: Павел_12345
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
to лентяй-гуру

Да, есть такой прием.

Но я, ощущаю, что, например, фа-диез и соль-бемоль - это две разных ноты. Ре-диез и ми-бемоль - тоже. В партитуре хочу отразить это. Строй совсем другой будет, нотация другая.

А гитарист сможет сыграть?

     
Время: 06.07.2005 01:56
Автор: Тутта Стоп
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Да вроде есть нотные значки для звуков, которых нет в 12 звуках октавы. И систему на 24 звука давно уже пытаются ввести.

Пианин, синтов нет, сочинять неудобно - но это дело другое. По четверть тонам если - можно поставить два: современный и дореволюционный инструмент, настройка которого на четверть тона отличается от современной.

П.С.
Еще можно из музея свистнуть инструмент с 17 звуками в октаве. :) Шучу. Воровать нехорошо.
Индийцы и арабы по нашей темперации не играют - к ним за инструментами пойти можно :) .

     
Время: 06.07.2005 04:12
Автор: лентяй-гуру

Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
В миди подтянуть ноты до нужной высоты как два пальца, можно и в сэмплере раскидать назначенные звуки.Ток понты все это.Если тяму не хватает написать гениальную мелодию (это обо мне, к примеру), хоть 1/8 диеза вводи, толку?
     
Время: 06.07.2005 11:21
Автор: мёртвый
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Павел_12345, никакого сарказма..
     
Время: 08.07.2005 09:10
Автор: Support
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
О чём это вы? гитара - не темперированный инструмент.
     
Время: 08.07.2005 10:57
Автор: мёртвый
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Sup, а что такое "темперированный инструмент"?..))
     
Время: 08.07.2005 13:30
Автор: ___
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Долой систему!!! Назад в средневековье к натуральному звукоряду, к истокам, к естеству!!!
     
Время: 08.07.2005 14:35
Автор: Ulfsark

Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
>>Но я, ощущаю, что, например, фа-диез и соль-бемоль - это две разных ноты. Ре-диез и ми-бемоль - тоже. В партитуре хочу отразить это. Строй совсем другой будет, нотация другая.

Да, 2 разные. И скорее всего даже фа-диез в ре-мажоре отличается от фа-диеза в ля мажоре. Так именно для этого они и пишутся по разному, и понятие тональности существует, разве нет? Чего тебе не хватает в традиционной системе записи-то? Хоть "оботражайся" ;-)

     
Время: 08.07.2005 19:08
Автор: Павел_12345
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
to Support

гитара с порожками (ладами)- темперированный инструмент. А без порожков (без ладов) - может использоваться и для исполнения в равномерно-темперированном строе и в других системах темперации.

Ну, есть еще разные приемы, например, умомянутые подтяжки.

     
Время: 08.07.2005 19:11
Автор: Павел_12345
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
to мёртвый

ну, ладно. Верное замечание о еще одном доводе в пользу анализа современной системы нотации

     
Время: 08.07.2005 19:19
Автор: Павел_12345
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
to Тутта Стоп, лентяй-гуру

Да, есть удобная программа Scala (http://www.xs4all.nl/~huygensf/scala)

Можно моделировать звукоряды различных систем темперации. Изучаю. Смоделировал с помощи Scala натуральный звукоряд, моделирую древние звукоряды, идущий следом пифагорейский. Поиграл чистыми квинтами, терциями, квартами - наслаждение. Совсем другие ощущения. Даже секунда красиво звучит.

to лентяй-гуру
Я вот такую музыку сочиняю: http://mgpv.ru/ru-instr-14.html далее нажать ссылку MIDI. Это в равномерно-темперированном строе написано. Но хочу сочинять и в других системах темперации.

     
Время: 08.07.2005 19:26
Автор: Павел_12345
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
to Ulfsark

Да, верно. Можно и существующими сейчас средствами записать: бемоли и диезы будут обозначать разные ноты.

А еще я Scal'у (http://www.xs4all.nl/~huygensf/scala)посмотрел: использовались обозначения и для четвертьтонов.

Скорее, - это вопрос метода. Указать в партитуре, что эта нота исполняется чуть выше или чуть ниже по сравнению с исполнением в равномерно-темперированном строе. Можно даже частоту указать. Здесь, конечно, нужно безладовые инструменты использовать, например, скрипку, безладовую гитару, тромбон.

Работаю над этим.

     
Время: 08.07.2005 20:00
Автор: Ulfsark

Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Они не "будут" :-) Они уже обозначают. Вот только не все об этом знают. А насчет указаний - зачем у каждой ноты? Просто "пиеса исполняется в натуральном ладу", и всё.

>>Можно даже частоту указать

Вот это точно не пришей к 3,14зде рукав. Ты еще огибающую сигнала пририсуй для наглядности :-)

>>нужно безладовые инструменты использовать

Да ладно тебе. Суппорт прав - гитара нетемперированный инструмент по любому. Нужный тон дотягивается беспроблемно, слышал бы его гитарист.

     
Время: 08.07.2005 20:07
Автор: Ulfsark

Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
>тромбон

Все медные духовые играют в натуральном строе. Так, к слову.

     
Время: 08.07.2005 20:10
Автор: Ulfsark

Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
>>звук должен быть живым, он может разбегаться и притормаживать, кричать и шептать..

Когда у Рихтера спросили "в чем секрет вашего гениального исполнения" или как-то в таком духе, он ответил "я внимательно смотрю в ноты". Ты в курсе, сколько в классической нотации обозначений для кричаний, шептаний и прочих притормаживаний ;-)

     
Время: 08.07.2005 21:02
Автор: лентяй-гуру

Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Ага, старая шутка -"А не налить ли по стопарю, чот гитары не строят...." :)
     
Время: 08.07.2005 22:28
Автор: -Al-
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
можно у Вас узнать конкретные произведения
или исполнителей.
которые используют нетемперированный строй.
--ток не называйте гитаристов с подтяжками-- :)

     
Время: 08.07.2005 23:30
Автор: Support
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Способ разбивки ладов на всех инструментах с ладами не позволяет добиться точного соответствия равномерно темперированному звукоряду. Ноты на всех ладах лишь примерно приближены к их расчитанным значениям. Поэтому ладовые инструменты не могут называться темперированными. В разных строях в разных позициях и в разных тональностях всегда найдутся нестабильные ноты, которые прозвучали бы стабильно на настроенном фортепиано. Иными словами простого обывателя - гитара в принципе НЕ МОЖЕТ идеально строить, потому что формула расчёта ладов не принимает в расчёт равномерно темперированный звукоряд, равно как и не принимает в расчёт натяжение струны при прижиме к ладу (везде разное) и разницу натяжений струн, зависящую от амплитуды колебаний, которая компенсируется бриджем.

Если кто забыл курс элементарной теории музыки, напомню откуда взялось понятие равномерно темперированного звукоряда. Если тупо разбить октаву по математическим законам на 12равных частей, то играть по этим нотам можно будет только в одной тональности. Интервалы, ровно звучащие в одной тональности будут диссонировать в другой. Поэтому был придуман равномерно темперированный звукоряд, в котором все частотные значения кроме 440 Гц смещены от своих абсолютных значений таким образом, чтобы обеспечить равные погрешности для всех интервалов всех тональностей. Данные значения можно найти в таблицах для настройщиков фортепиано. Эта таблица и называется равномерно темперированным звукорядом, где погрешности для разных октав различаются и гитара, как производное уравнения 12-й степени никоим образом этому звукоряду соответствовать не может, иначе на ней все лады должны были бы быть кривыми, а струны должны устанавливаться всегда одинаковые и на одинаковой высоте. И строить гитару надо было бы всегда в одинаковый строй. И поэтому гитара - нетемперированный инструмент. Лишь потом, когда равномерно темперированный звукоряд стал само-собой разумеющимся фактом, этот термин стали применять к полутоновой разбивке звукоряда в целом, которая с понятием темперации не имеет ничего общего.

Во задвинул... Давненько я это учил, давненько... Зато 3 раза ;-) Потому как 1-й класс музыкальной школы проходил 3 раза с интервалом в 2-3 года (надоедало постоянно) ;-)

     
Время: 09.07.2005 04:07
Автор: лентяй-гуру

Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Суп, не обижайся, по-моему, ты переумничал.
"потому что формула расчёта ладов не принимает в расчёт равномерно темперированный звукоряд," - что же она тогда в расчет принимает?

"Если тупо разбить октаву по математическим законам на 12равных частей",- это и есть темперация.А если не разбивать, тогда и останется ОДНА тональность, остальные будут диссонировать.

Гитара нетемперированный инструмент? Открой тюнер, настрой мензуру, настрой струны, погрешность 1-2% на слух НЕ ощутима.Хорошая гитара с новыми нормальными струнами столько и дает.Ты слышишь нестрой в 1%? Я -нет.
Если нестроюха больше, гитару надо менять.Или гитариста . :)

     
Время: 09.07.2005 17:27
Автор: ___
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Лентяюшка, а частотки тоже на равные части поделим?
     
Время: 09.07.2005 19:45
Автор: лентяй-гуру

Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Что такое нормально-темперированный строй?
Этот строй возник из необходимости исполнять музыку в различной тональности, попросту с разных нот. Утвердился ещё в 17 веке и используется до сих пор.
Сейчас наиболее универсальной признанаётся равномерная темперация, с делением октавы на 12 совершенно равных полутонов. Здесь нет разницы между диезами и бемолями, так как в интервале в целый тон находится только одна дополнительная нота.
Хроматическая гамма нормальной темперации состоит из последовательности нот, с соотношением частот соседних нот как 12 1/12 /1. Его таблица частот получается с помощью формулы:

fn = 440*2n/12,
где n= 0, 1, 2, 3... -1, -2, -3... пассажный номер тона, отсчитываемый от тона а1, которому соответствует номер 0.

Ну, ну, тупо делим.... Есть и покруче выкладки, просто лень шариться

     
Время: 10.07.2005 19:21
Автор: Support
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
http://www.mushar.ru/Muzacust/muzac_3_35.html

Фишка в том, что при чистом математическом делении по этой формуле у разных тональностей квинты дают биения с разной частотой. Эти биения и компенсируются отклонениями от формулы. А на гитаре вобще с этими интервалами ничего нельзя сделать. Как-то компенсируется разница толщины струн, но при этом теряется точность самой разбивки ладов, потому что длинна мензуры устанавливается по разному даже на разные струны одной фирмы и одной толщины. Строй гитары зависит и от исполнителя, в чём я не раз убеждался на практике.

     
Время: 19.07.2005 18:17
Автор: De Niss
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Тема странная какая-то...

>> Чем больше сочиняю, соприкасаюсь с духом мелодии, тем больше чувствую ограниченность и неестественность равномерно-темперированного строя

Ну играй в натуральном, какие к этому препятсятвия? Классические композиторы и исполнители были счастливы, когда наконец изобрели и перешли на этот строй, Бах аж отдельную пестню темперированному клавиру посвятил.

Нравится перестаривать инструмент под каждую тональность - нет проблем, играй в натуральном строе.

>> Но я, ощущаю, что, например, фа-диез и соль-бемоль - это две разных ноты. Ре-диез и ми-бемоль - тоже. В партитуре хочу отразить это.

Ну напиши сверху: играть только в натуральном строе, так вас разэдак!
Фа-диез и соль-бемоль в одной тональности всё равно не появятся.

>> И систему на 24 звука давно уже пытаются ввести

Чего там пытаться - арабская музыка уже давно пишется с полудиезами и полубемолями, именно 24 ноты на октаву.

Только европейские 12 нот возникли не на пустом месте, они вместе звучат хорошо, дают благозвучные интервалы. В арабской и индийской музыке нет многоголосия, кроме как игра в унисон и в октаву.

     
Время: 19.07.2005 19:30
Автор: лентяй-гуру

Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Не бывает палки с одним концом - все имеет свои плюсы и минусы.НО! Если отказаться от темперированного строя - из музыки прийдется изъять модуляции и отклонения, любой аккорд не из этой тональности будет фальшивить чудовищно.Как Вы себе представляете джаз, если альтерации не строят, а модуляция режет ухо?
Мое мнение - эта тема есть колочение понтов изначально.Хреновому танцору всегда штаны мешают.Баху, Моцарту, Шопену темперация не мешала, автору топа помешала.Предъявите творения, уважаемый, а то, может, и правда, Бах устарел?

     
Время: 19.07.2005 20:08
Автор: Павел_12345
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
to De Niss

Да, тема неоднозначная, не простая.
в натуральном играю, - очень нравится.
И в других играю, - тоже нравится.

Ощущения совсем другие, по сравнению с равномерно-темперированным, и даже, по сравнению с пифагоровым (тоже во многом искусственным).

А в равномероно-темперированном нет ни одного натурального интервала (кроме октавы).

Ну, есть, конечно и минусы у незамкнутых строев. Невозможно из любой тональности в любую тональноссть переходить, трудно многоголосие выстраивать.

Но мне интересно мироощущение древнего музыканта повторить: как из натурального строя разные ладовые формы развивались.

Работаю над этим.

     
Время: 19.07.2005 20:09
Автор: Павел_12345
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
to лентяй-гуру

Да, плюсы и минусы есть.
Да нет, Бах не устарел. Композиции в равномероно-темперерованном строе - тоже вариант.
Дело в ощущениях.

Поиграл я натуральными квинтами, натуральными терциями, натуральными секстами, - совсем другие ощущения: прозрачность, ясность, сила, красота.

Я вот такую музыку сочиняю: http://mgpv.ru/ru-instr-14.html далее нажать ссылку MIDI. Это в равномерно-темперированном строе написано. Но хочу и в других ладовых системах сочинять, хочу мироощущение древнего музыканта почувствовать.

     
Время: 19.07.2005 20:44
Автор: лентяй-гуру

Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Меня не прикалывает гармония, где на 24 первых такта один аккорд.От скуки помру.Хочешь глянуть, что я пишу - по верхней ссылке, трек "Дождик", "Черт",но я ваще больше импровизатор, как аранжировщик слаб.
А как раз квинта строит всегда безукоризненно - проверял расчет замером частот с синтезатора.Расхождение - 1-2 Гц, в пределах погрешности измерения. Хочешь проверить? Открой тюнер гитарный программный, и заведи на него звук с синтезатора, получишь частоту в долях герца.

     
Время: 19.07.2005 21:36
Автор: Павел_12345
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
to лентяй-гуру

Послушал. Шансон и авторская песня. Хорошо

     
Время: 20.07.2005 06:40
Автор: лентяй-гуру

Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Спасибо, Павел.Такие оценки моего скромного творчества дают силы делать что-то еще.Блин, поздновато компутеры до нас добрались, я бы бренчал в кайф и 10 лет назад, но тогда их просто не было, а группу собирать - я ужасаюсь, сколько на это надо времени и нервов, а выхлоп творческий - да никакой, еще помню.
     
Время: 20.07.2005 15:24
Автор: Dimon
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
А ктонибудь знает какиенибудь произведения, не в равномерном строе, которые можно послушать?.
     
Время: 28.07.2005 22:02
Автор: MaaX
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
почитал топик.понравилось.
авторы, пишите сюда ещё.интересно*)

     
Время: 29.07.2005 13:04
Автор: Игорь Грибов

Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
Прочитал пока только заглавный топик отвечу топикастеру. Вернее выскажу свои размышления,мысли на этот счёт

to Pavel_12345 - поднимаемая тема несомненна интересна.
Я думаю самое доступное это вокальное искусство. Далее струнники (скрипка,альт и тд.)
Слух музыканта за фортепиано зачастую уже менее восприимчив к высотным отклонениям. Я абсолютно не утверждаю что исчерпал все возможности темперированного строя. Но даже навскидку чувствуется "интервальная грубость" впрочем эти огрехи я стараюсь компенсировать в вокальной партии. И слух развивается и результат получаешь ближе к тому что хотел получить.
А вообще хочу заказать темперированную по четвертьтонам гитару и посмотреть /послушать что из этого может получится. Или дойду размышлениями до тупиковости направления 1/4 т темперации. Ведь скорей всего был бы смысл - был бы и Инструмент. Но что то не слышал я о таком. Вообщем пока это только мысли. Так сказать есть ещё задач задачи в Фундаментальной традиоционной науке, и их тоже надо последовательно копать вглубь.

     
Время: 01.08.2005 04:28
Автор: хз
Тема: Re: Равномерно-темперированный строй - мертвый, неестественный
не дано белому челу быть не белым, иначе давно б в 1/4 играли.
     
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!