для простоты - почему ля какой-то октавы имеет частоу 440 Гц? в смысле кто и каким образом и в какое время выбрал именно такую частоту для именно такой ноты?? и всегда ли так было?? не была ли та самая ля в средневековье с частотой, допустим, 441,68???


узнать, какой высоты была "ля" в средневековье, можно либо:
1. только до того момента времени (отсчитывая от сегодня назад), когда научились мерить акустические частоты,
2. найдя древний камертон.
хотя есть мнение, что инструменты в ансамбле _состраивали_, а не настраивали по аналогу тюнера =)
по крайней мере, в музыкалке состроить 12 виолончелистов занимало 5-7 минут.. а басня про 2/3 жизни, затрачиваемой на настройку, всем известна.
1. только до того момента времени (отсчитывая от сегодня назад), когда научились мерить акустические частоты,
2. найдя древний камертон.
хотя есть мнение, что инструменты в ансамбле _состраивали_, а не настраивали по аналогу тюнера =)
по крайней мере, в музыкалке состроить 12 виолончелистов занимало 5-7 минут.. а басня про 2/3 жизни, затрачиваемой на настройку, всем известна.

Строй скорее всего, шел от колокольного звона - в праздники устраивали колокольный перезвон, где тоника шла от самого большого колокола.Проедут по ушам - "БОМММ", захочешь, мимо тональности не споешь.А церковные певчие десятилетиями обучались, не думаю, что слух у них был хуже чем у нынешних музыкантов.На западе - от органов в церквях.Но орган однозначно позже колокола.А 440 или 420 гц - какая разница? Суть музыки не в абсолютной высоте взятого за тонику звука.

Издавна прослеживается удивительная приверженность музыкантов звуковому сигналу, у которого частота колебаний основного тона равна 440 Гц (или близка к ней). Этот сигнал возведен в ранг стандартного международного камертона, предназначенного для настройки всех музыкальных инструментов. Стандартному камертону придано значение ноты "ля" в первой октаве музыкального звукоряда. Так почему же именно этот звук, а не какой-либо другой?
Г.Е. Шилов: "...Существует легенда, что в незапамятные времена около древнеегипетского города Фивы каждое утро на рассвете этот звук издавала огромная статуя, известная под именем колосса Мемнона, и фивские музыканты приходили к ней настраивать свои инструменты. Колосс Мемнона перестал звучать в начале нашей эры, и проверить истинность легенды сейчас невозможно". Есть некоторые основания считать, что эта легенда отражает уровень научных знаний древнеегипетских посвящённых.
С другой стороны сравнительно недавно было установлено, что первый крик новорожденного, возвещающий о перемене "места жительства", оказался почти одинаковым по своей высоте (или частоте звукового сигнала) у всех особей независимо от пола и расы. "С разбросом порядка -3 % значение сигнала на частотной шкале соответствует 440 Гц ". В частности, об этом пишет болгарский фониатр Иван Максимов. Вероятно, этот звук стал исполнять роль опорного, поскольку соответствует первому крику новорожденного. Но тогда остается вопрос, а почему новорожденный издает именно этот звук? И еще добавляется загадка, а имеет ли под собой почву легенда о колоссе Мемнона?
… С физической стороны из соотношения (1) тривиальный расчет показывает, что при Сзв=343 м/с (значение волновой скорости звука в воздухе при нормальных условиях),
λ ≡ 0,78 м.
Оказывается, это усредненное значение расстояния h между конечными точками позвоночного столба взрослого человека!
А у новорожденного это же расстояние в четыре раза меньше! По отношению к длине волны камертона позвоночник взрослого человека оказывается полноволновым вибратором (антенной), а позвоночник новорожденного -соответственно четвертьволновым. Используя радиотехнические термины, можно сказать, что новорожденный выступает в роли передатчика, а его мать - в роли приёмника. Налицо полное согласование приёмо - передающего канала связи.
При внешнем измерении это расстояние практически совпадает с высотою глаз над плоскостью сидения, когда человек находится в сидячем положении с выпрямленным позвоночником, рис.2. По исследованиям Б.Ф. Ломова и его сотрудников эта высота составляет для мужчин 0,769 м со среднеквадратичным отклонением 0,03 м, а для женщин 0,725 м со среднеквадратичным отклонением 0,028 м. Это значит, что для 50% мужчин этот размер находится в пределах 0,789 - 0,749м, для 90% мужчин 0,818 - 0,72м, для 95% мужчин 0,83 - 0,71м. На уровнях 50% и 90% для женщин высота глаз над плоскостью сидения несколько меньше, чем у мужчин, но на уровнях 95% и 99% этот размер практически входит в аналогичные интервалы для мужчин. Это и дает основание считать звуковой сигнал с частотой 440 Гц антропометрической постоянной. Безусловно, у каждого человека свой индивидуальный камертон. По-этому речь идет именно о среднестатистическом значении. И это далеко не все.
Оказывается, звуковой сигнал, соответствующий первому индивидуальному крику новорожденного, сохраняется у человека на всю жизнь. Этот звук представляет собой самый низкий из обертонов в спектре любого воспроизводимого человеком звукового сигнала. Таким образом, устойчивая звуковая связь между матерью и ее детьми, а также между братьями и сестрами (по матери) сохраняется навсегда.
И еще. Прослеживая процесс развития человеческого организма, можно четко зафиксировать основные этапы в зависимости от эффективного размера позвоночного столба. А именно.
Первое удвоение эффективного размера позвоночного столба по срав-нению с первоначальным фиксирует окончание детского периода развития и обычно соответствует возрасту около 6 лет. Диапазон голоса расширяется до промежутка, ограниченного первоначальным звуковым сигналом (усреднено 440 Гц) и звуковым сигналом, частота которого в два раза меньше (усреднено 220 Гц) . C этого момента человек вступает в период отрочества.
Утроение эффективного размера позвоночного столба по отношению к первоначальному фиксирует окончание отрочества, что, как правило, совпадает с 13-летним возрастом. Диапазон голоса расширяется по сравнению с первоначальным в 3/2 раза. Хорошо знакомый процесс ломки голоса, мутации. Трудный возраст! Человек вступает в пору юности.
Учетверение эффективного размера позвоночного столба по сравнению с первоначальным фиксирует завершение юности и показывает, что формирование организма человека в основном закончено. Голосовой диапа-зон расширился в 4 раза. Удивительный и великий смысл заложен в человеческом камертоне. С этим звуком человек рождается, этот же звук по существу управляет форми-рованием организма в процессе взросления, поскольку рост человека происходит до тех пор, пока физические размеры его тела не установятся в соответствии с условиями резонансного излучения и поглощения. Этот же звук управляет аппаратом звукоизвлечения, присутствуя в качестве обертона в любом издаваемом звуке. Не будет преувеличением назвать камертон Гимном Человека.
Остается вопрос относительно колосса Мемнона. Трудно дать доказательный ответ. Но гипотетический существует. Из тьмы глубокой древности, закрывающей достижения научного познания мыслителей Древнего Египта, как откровение, яркой звездой засветилось имя Хеси - Ра, бывшего когда-то Верховным жрецом (главой десятки главных жрецов), олицетворявшим духовную сферу и высочайшие научные достижения своего времени. Не даром же его имя означает "божественный", "светлейший". Ведь слово Ра означает - Солнце. Архитектор из Санкт-Петербурга И.П. Шмелёв произвел кропотливую работу по изучению дошедшего до наших дней "наследства" этого замечательного ученого, которое в концептуальном плане представлено на одиннадцати деревянных панелях, обнаруженных в гробнице Хеси-Ра.
Так И.П. Шмелев сделал предположение, что занятие, которое зафиксировано на одной из деревянных панелей, где Хеси - Ра изображен в сидячем положении с демонстративно выпрямленным позвоночным столбом и прикасающимся каким-то предметом, зажатым в правой руке к некоему восьми лепестковому прибору, есть ни что иное, как настройка камертона. Кроме того, И.П. Шмелев обратил внимание на то, что на уровне глаза Хеси - Ра явно не случайно изображена рельефная точка. Резонно предположить, что названная точка отмечает уровень глаза над плоскостью сидения, фиксируя размер, определяющий длину волны звукового сигнала, на которую настраивается камертон. (Это предположение сделано автором настоящей работы. И.П.Шмелёв выдвинул иную версию.)
И еще одно наблюдение. Речь идет об изображении на одной из панелей, где Хеси - Ра можно сказать демонстративно прижал мерный жезл к своему телу так, что один из его концов оказался на уровне глаз, а другой на уровне нижнего окончания позвоночного столба. Можно предположить (Б.Г.), что тем самым великий ученый древности, будучи к тому же великим архитектором, показывает основную линейную меру, использование которой для практических нужд обеспечивает антропометричность построений.
http://shaping.ru/mku/gladart01.asp
Г.Е. Шилов: "...Существует легенда, что в незапамятные времена около древнеегипетского города Фивы каждое утро на рассвете этот звук издавала огромная статуя, известная под именем колосса Мемнона, и фивские музыканты приходили к ней настраивать свои инструменты. Колосс Мемнона перестал звучать в начале нашей эры, и проверить истинность легенды сейчас невозможно". Есть некоторые основания считать, что эта легенда отражает уровень научных знаний древнеегипетских посвящённых.
С другой стороны сравнительно недавно было установлено, что первый крик новорожденного, возвещающий о перемене "места жительства", оказался почти одинаковым по своей высоте (или частоте звукового сигнала) у всех особей независимо от пола и расы. "С разбросом порядка -3 % значение сигнала на частотной шкале соответствует 440 Гц ". В частности, об этом пишет болгарский фониатр Иван Максимов. Вероятно, этот звук стал исполнять роль опорного, поскольку соответствует первому крику новорожденного. Но тогда остается вопрос, а почему новорожденный издает именно этот звук? И еще добавляется загадка, а имеет ли под собой почву легенда о колоссе Мемнона?
… С физической стороны из соотношения (1) тривиальный расчет показывает, что при Сзв=343 м/с (значение волновой скорости звука в воздухе при нормальных условиях),
λ ≡ 0,78 м.
Оказывается, это усредненное значение расстояния h между конечными точками позвоночного столба взрослого человека!
А у новорожденного это же расстояние в четыре раза меньше! По отношению к длине волны камертона позвоночник взрослого человека оказывается полноволновым вибратором (антенной), а позвоночник новорожденного -соответственно четвертьволновым. Используя радиотехнические термины, можно сказать, что новорожденный выступает в роли передатчика, а его мать - в роли приёмника. Налицо полное согласование приёмо - передающего канала связи.
При внешнем измерении это расстояние практически совпадает с высотою глаз над плоскостью сидения, когда человек находится в сидячем положении с выпрямленным позвоночником, рис.2. По исследованиям Б.Ф. Ломова и его сотрудников эта высота составляет для мужчин 0,769 м со среднеквадратичным отклонением 0,03 м, а для женщин 0,725 м со среднеквадратичным отклонением 0,028 м. Это значит, что для 50% мужчин этот размер находится в пределах 0,789 - 0,749м, для 90% мужчин 0,818 - 0,72м, для 95% мужчин 0,83 - 0,71м. На уровнях 50% и 90% для женщин высота глаз над плоскостью сидения несколько меньше, чем у мужчин, но на уровнях 95% и 99% этот размер практически входит в аналогичные интервалы для мужчин. Это и дает основание считать звуковой сигнал с частотой 440 Гц антропометрической постоянной. Безусловно, у каждого человека свой индивидуальный камертон. По-этому речь идет именно о среднестатистическом значении. И это далеко не все.
Оказывается, звуковой сигнал, соответствующий первому индивидуальному крику новорожденного, сохраняется у человека на всю жизнь. Этот звук представляет собой самый низкий из обертонов в спектре любого воспроизводимого человеком звукового сигнала. Таким образом, устойчивая звуковая связь между матерью и ее детьми, а также между братьями и сестрами (по матери) сохраняется навсегда.
И еще. Прослеживая процесс развития человеческого организма, можно четко зафиксировать основные этапы в зависимости от эффективного размера позвоночного столба. А именно.
Первое удвоение эффективного размера позвоночного столба по срав-нению с первоначальным фиксирует окончание детского периода развития и обычно соответствует возрасту около 6 лет. Диапазон голоса расширяется до промежутка, ограниченного первоначальным звуковым сигналом (усреднено 440 Гц) и звуковым сигналом, частота которого в два раза меньше (усреднено 220 Гц) . C этого момента человек вступает в период отрочества.
Утроение эффективного размера позвоночного столба по отношению к первоначальному фиксирует окончание отрочества, что, как правило, совпадает с 13-летним возрастом. Диапазон голоса расширяется по сравнению с первоначальным в 3/2 раза. Хорошо знакомый процесс ломки голоса, мутации. Трудный возраст! Человек вступает в пору юности.
Учетверение эффективного размера позвоночного столба по сравнению с первоначальным фиксирует завершение юности и показывает, что формирование организма человека в основном закончено. Голосовой диапа-зон расширился в 4 раза. Удивительный и великий смысл заложен в человеческом камертоне. С этим звуком человек рождается, этот же звук по существу управляет форми-рованием организма в процессе взросления, поскольку рост человека происходит до тех пор, пока физические размеры его тела не установятся в соответствии с условиями резонансного излучения и поглощения. Этот же звук управляет аппаратом звукоизвлечения, присутствуя в качестве обертона в любом издаваемом звуке. Не будет преувеличением назвать камертон Гимном Человека.
Остается вопрос относительно колосса Мемнона. Трудно дать доказательный ответ. Но гипотетический существует. Из тьмы глубокой древности, закрывающей достижения научного познания мыслителей Древнего Египта, как откровение, яркой звездой засветилось имя Хеси - Ра, бывшего когда-то Верховным жрецом (главой десятки главных жрецов), олицетворявшим духовную сферу и высочайшие научные достижения своего времени. Не даром же его имя означает "божественный", "светлейший". Ведь слово Ра означает - Солнце. Архитектор из Санкт-Петербурга И.П. Шмелёв произвел кропотливую работу по изучению дошедшего до наших дней "наследства" этого замечательного ученого, которое в концептуальном плане представлено на одиннадцати деревянных панелях, обнаруженных в гробнице Хеси-Ра.
Так И.П. Шмелев сделал предположение, что занятие, которое зафиксировано на одной из деревянных панелей, где Хеси - Ра изображен в сидячем положении с демонстративно выпрямленным позвоночным столбом и прикасающимся каким-то предметом, зажатым в правой руке к некоему восьми лепестковому прибору, есть ни что иное, как настройка камертона. Кроме того, И.П. Шмелев обратил внимание на то, что на уровне глаза Хеси - Ра явно не случайно изображена рельефная точка. Резонно предположить, что названная точка отмечает уровень глаза над плоскостью сидения, фиксируя размер, определяющий длину волны звукового сигнала, на которую настраивается камертон. (Это предположение сделано автором настоящей работы. И.П.Шмелёв выдвинул иную версию.)
И еще одно наблюдение. Речь идет об изображении на одной из панелей, где Хеси - Ра можно сказать демонстративно прижал мерный жезл к своему телу так, что один из его концов оказался на уровне глаз, а другой на уровне нижнего окончания позвоночного столба. Можно предположить (Б.Г.), что тем самым великий ученый древности, будучи к тому же великим архитектором, показывает основную линейную меру, использование которой для практических нужд обеспечивает антропометричность построений.
http://shaping.ru/mku/gladart01.asp

ладно, пусть длина позвоночиника у большинства детей одинакова примерно - но тогда, допустим, в средневековье дети кричале выше, чем 440, поскольку дети.. это..ну не ниже.. короче были)) и пусть ненамного, но короче))
"Первое удвоение эффективного размера позвоночного столба по срав-нению с первоначальным фиксирует окончание детского периода развития и обычно соответствует возрасту около 6 лет. Диапазон голоса расширяется до промежутка, ограниченного первоначальным звуковым сигналом (усреднено 440 Гц) и звуковым сигналом, частота которого в два раза меньше (усреднено 220 Гц) . C этого момента человек вступает в период отрочества." - вот чего-то не понял.. при длине среднестатистического позвоночника среднестатистического новорожденого в 1/4 среднестатистического взрослого, т.е. примерно 19.5 см получается, что частота у него при такой длине резонатора получается в 4 раза выше, т.е. 1760 Гц... да и скорость звука в 343 м/с - это для воздуха при нормальных условиях.. - 20 градусов по Цельсию и 1 атм. давление. .. но условия в позвоночнике явно не нормальные)) да и не воздух там...
"Первое удвоение эффективного размера позвоночного столба по срав-нению с первоначальным фиксирует окончание детского периода развития и обычно соответствует возрасту около 6 лет. Диапазон голоса расширяется до промежутка, ограниченного первоначальным звуковым сигналом (усреднено 440 Гц) и звуковым сигналом, частота которого в два раза меньше (усреднено 220 Гц) . C этого момента человек вступает в период отрочества." - вот чего-то не понял.. при длине среднестатистического позвоночника среднестатистического новорожденого в 1/4 среднестатистического взрослого, т.е. примерно 19.5 см получается, что частота у него при такой длине резонатора получается в 4 раза выше, т.е. 1760 Гц... да и скорость звука в 343 м/с - это для воздуха при нормальных условиях.. - 20 градусов по Цельсию и 1 атм. давление. .. но условия в позвоночнике явно не нормальные)) да и не воздух там...
