Время: 24.11.2007 19:48
Автор: Simply_Dead

Тема: Компоненты для звукоснимателя
Доброго времени суток.
Вопросы следующие:
1. Какой провод (диаметр, изоляция) использовался для датчиков типа ПАФ и т. п.?
2. Сколько витков на катушке того же классического хамба (везде фигурирует цифра 5000?) и как они намотаны (просто последовательно виток к витку или как-то по-хитрому)?
3. Какой магнитный материал лучше использовать для изготовления полосового сердечника толщиной не более 3 мм чтобы добиться максимально читаемого звука и достаточного магнитного потока?
4. Можно ли делать на корпусе датчика графитовый экран?
5. Стоит ли соединять с землей/экраном сердечники и магнит или лучше оставить их изолированными. Как это повлияет на емкость датчика?

Буду благодарен за ответы, если кто-нибудь в курсе.

     
Время: 24.11.2007 22:40
Автор: Wingstrong
Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
2) 3000-5000 витков((
У меня электруха Страт 3-сингловый. Я нижние два тупо расположил друг к другу рядом вплотную (их корпуса склеил), т.е. хитрой обмотки нету - 2 отдельные катушки, а звучание вдоих вместе как у хамбакера получилось. (если ты это имел ввиду)
5) Полагаю что магниты и сердечники нужно оставить изолированными.
Не знаю зачем ты это затеял, но звучок можно просто купить.
Извини но остального не знаю(( Удачи.

     
Время: 25.11.2007 12:26
Автор: ballbreaker
Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
я думаю не меньше 7000 витков, для нужного частотного диапазона , провод 0.06мм в диаметре, общее сопротивление получится гдето 7-8Ком в одной катушке, во 2-й нужно поменять магниты полюсами,и также намотать, потом встречно включить эти катушки-эт теория
     
Время: 25.11.2007 15:38
Автор: Игорь

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
1. В хамбакерах, стратовских синглах и бриджевых синглах телекастера используется эмалированный намоточный провод 42 AWG (что соответствует диаметру 0,063 мм), в нековых датчиках телекастера и датчиках Рикенбэкер используется провод 43 AWG (что соответствует диаметру 0,056 мм), во всех датчиках EMG используется провод 40 AWG (что соответствует диаметру 0,078 мм).

2. Количество витков:

Gibson PAF - от 5000 до 5050 витков на каждой катушке;
Gibson P-90 - 10000 витков;
Fender страт (сингл) 50-60х годов - 7900-8350;
Fender страт (сингл) 60-70х годов - 7600-7700;

3. Магнитный материал:

Gibson PAF - Алнико II;
Gibson P-90 - Алнико V;
Fender страт (сингл) 50-60х годов - Алнико V;
Fender страт (сингл) 60-70х годов - Алнико V;

Сплав Алнико соответствует сплаву ЮНДК по российской классификации.

4. На фига делать на корпусе хамбакера экран? Хамбакер и так не шумит по определению.
У сингла достаточно сделать экран (незамкнутый) вокруг катушки из медной фольги и соединить его с "землей".

5. Это у кого как. Мы экспериментировали и пришли к выводу, что это, по ходу, ни на что не влияет.

     
Время: 25.11.2007 16:36
Автор: Simply_Dead

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
Спасибо, Игорь!
Просто решил воплотить одну свою идею. Переделал ненужный корейский хамб WCH в хамканселлер. Результат не влезает ни в одно посадочное гнездо, и шумит (меньше сингла, но больше хамканселлера того же производителя), но звук выдает. Вот я и решил пособирать информацию, учесть все ньюансы и сделать образец, который бы не был похож на "собачий ужин", а был самостоятельным изделием с притензией на оригинальность. На счет того стоит ли заморачиваться... это как "стоит ли сочинять музыку, если можно купить диск".
На счет экрана - нафига тогда делают крышки на тех же Рикенах, ТВ-Джонсах, ДэАрмондах и классических хамбах? Тем более, даже на двухкатушечных хамканселлерах есть экран вокруг катушек.

     
Время: 25.11.2007 18:40
Автор: Игорь

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
Металлические корпуса на Гретчах, Рикенбакерах и иже с ними - это, скорее, декоративный элемент. Кроме того металлический кожух придает своеобразное звучание, поскольку частично экранирует магнитное поле.

Про самостоятельное изделие - это весьма смело. Тебе стоит ознакомиться с американскими патентами на эту тематику. Например, Дон Лейс (это который "датчики Лейс Сенсор") получил больше тридцати патентов на конструкции звукоснимателей, Кинман - пять, и так далее. Это я не для того, чтобы остудить твой пыл, просто чтобы ты был в курсе.

Да, еще про намотку - катушки в датчики мотают на специальных намоточных станках с автоукладчиком, который позволяет наматывать виток к витку и с заранее заданным натяжением. Некоторые производители пишут что, мол, "этот датчик имеет специальную намотку бла-бла-бла", но это, по моему, все пляски с бубном для людей, не знающих физики, ибо от того, КАК намотана катушка, ее индуктивность не меняется. Непосредственно на частотные характеристики влияет только геометрическая форма катушки: высокая и узкая или низкая и широкая. На намоточных станках их мотают потому, что это во-первых быстрее, а во-вторых уложенный виток к витку провод занимает меньше места.

     
Время: 25.11.2007 20:08
Автор: Simply_Dead

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
В патентной базе европы искал все патенты по словам: звукосниматель, хамбакер и т. д. Плюс по "апликантам" Димарзио, Фендер, Гибсон и т. д. Попадались патенты Лэйса и кучи японцев (они стремятся запотентовать все конструкции!!!) Может еще и не все видел. Может стоит поискать в американской базе? Меня интересует прежде всего устройство Gibson P-100.
В патентной базе Роспатента с 1994г. - только один патент на активный звукосниматель (в прошлом году чел. из Екатеринбурга).
Про экран - Сэт Ловер говорил что-то именно о полезных свойствах кожуха, но про условии, что он будет высокоомным и диамагнитным, но утверждать не берусь хз.
Про намотку - на индуктивность влияет линейная плотность намотки и тут все верно, индуктивность от способа намотки не меняется. Другое дело емкость (winding capacity), как я понял эту тему, чем уже катушка и больше на ней рядов, тоньше провод (и его изоляция) - тем больше емкость и меньше добротность датчика как RLC-фильтра, меньше резонансная частота. Но самым интересным (и технически недостижимым при ручной намотке) является способ "универсаль" - намотка под углом, т.к. он дает минимальную емкость. Вообще возникла мысль, что если, намотав один слой, провод пускать по диагонали к другому концу катушки - это создаст зазор (air gap) между слоями и уменьшит разность потенциалов между соседними мотками в слоях, что должно уменьшить емкость. Но такая неплотная намотка черевата повреждением изоляции и увеличением габаритов катушки.
А на датчиках Карвин, например, применяют по две обмотки на катушку хамбакера - как я понимаю, тоже как способ уменьшить емкость.

Посмотрел тут характеристики звучков - у Джазз баса и Гибсоновского хамба - численно примерно одинаковые :) Интересно басовый сингл поставить на гитару.

Ладно, буду ориентироваться на 5000 витков 0,063 на катушку и полосовый сердечник из Алнико2 (где взять его только...) + пластина из трансформаторной стали. А человека с машинкой найти можно.

     
Время: 25.11.2007 22:28
Автор: Игорь

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
А зачем нужна пластина из трансформаторной стали?
     
Время: 26.11.2007 07:47
Автор: Simply_Dead

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
Пластина или U-образный кожух из магнитомягкого железа применяется в конструкциях хамканселлеров (Фендер ноизлесс, Димарзио, Лэйс) как "замыкатель магнитных линий" сердечника "полезной" катушки (чтобы они не пронизовали шумоподавляющую обмотку). Устройство позаимствовано из промышленных элементов индуктивности и динамиков.
Как я понимаю, трансформаторная сталь - самая магнитомягкая. В обном из патентов Лэйса магнитоводы были выполнены слоеными, как в трансформаторах.

     
Время: 26.11.2007 22:26
Автор: blackbuzz

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
самые магнитомягкие - это, всё же, ферромагнетики. Убойнай проницаемость в сочетании с оооочень узкой петлёй гистерезиса.
     
Время: 26.11.2007 23:00
Автор: Дмитрий

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
blackbuzz, а трансформаторная сталь - не ферромагнетик?))
     
Время: 28.11.2007 02:56
Автор: Jackson
Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
Игорь, а где ты достаёш магниты для датчиков?
     
Время: 28.11.2007 23:53
Автор: Игорь

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
Нам удалось купить керамические магниты совершенно случайно - это были остатки комплектующих некоего производства, которое похерилось в середине 90-х.

Когда закончатся запасы - будем заказывать на заводе. Есть мысль поэкспериментировать с ниобиевыми магнитами (их используют в считывающих головках CD и DVD приводов). При первом приближении впечатление хорошее: две штуки нормально "прокачивают" катушку, только надо учесть, что у нас датчики активные, а в них нужны довольно слабые магниты.

     
Время: 29.11.2007 06:43
Автор: Simply_Dead

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
Игорь, А у ниобиевых и самариум-собальтовых магнитов жесткость (ширина петли) больше, чем у Алнико?
Кстати про силу магнитов: в патентах на хамбы Димарзио магнитоводы не соприкасаются с самим магнитом напрямую, а вкручиваются в пласиковую колодку, окружающую его. Как я понимаю, изменяя величину зазаора, они могут регулировать магнитный поток в разных звучках, используя одинаковые по силе магниты.

     
Время: 29.11.2007 09:08
Автор: t-o-m
Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
Интересно неодимовые магниты реально в датчиках использовать..
http://www.pmspb.ru/NdFeB1.gif

     
Время: 29.11.2007 09:10
Автор: t-o-m
Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
вот вообще эта конторка http://www.pmspb.ru/magnets.html может кому поможет.
     
Время: 29.11.2007 19:56
Автор: blackbuzz

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
Дмитрий, порошковую керамику, всё таки имел ввиду, феррит, пермаллой..... не придирайтесь к словам, трансформаторное железо обычно говорят прямым текстом.
Игорь, а можно узнать с чем связан выбор "довольно слабых магнитов" для активных датчиков? Первый каскад преда, всё таки, надо нагружать. Или у вас индуктивность сборки зашкаливает? Кстати, я отписал в мыло по пьезам, было бы здорово если б я получил ответ.

     
Время: 29.11.2007 20:23
Автор: Дмитрий

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
blackbuzz, и не думал придираться. Просто прозвучало как "гитара из дуба-фигня, надо гитару из дерева делать") Закрыли тему)
     
Время: 29.11.2007 23:05
Автор: blackbuzz

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
бывает! =)
     
Время: 30.11.2007 09:49
Автор: Игорь

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
2 blackbuzz: пиши лучше на мой адрес на Рамблере: до собаки то же, что и адрес в профиле, потом rambler.ru, а то на майл.ru какие-то ремонтные работы, не могу получить почту...
     
Время: 30.11.2007 22:14
Автор: Игорь

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
2 blackbuzz: я сам полностью не секу, ибо на моих обязанностях лежат обеспечение "сырьем" и полицейские функции. Если интересно - завтра изложу развернутый ответ наших инженеров.
     
Время: 01.12.2007 21:45
Автор: Игорь

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
2 blackbuzz: извини, сегодня просто забыл спросить по интересующей тебя теме. Довлеет дневи злоба его... :)
     
Время: 02.12.2007 10:17
Автор: blackbuzz

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
=) Да ладно, не спеши! Да я чёт пропарился, ничего эффективного не придумал. уже и фольгу юзал, и текстолит, и клеем токопроводящим клеил.... не катит всё.
     
Время: 02.12.2007 22:50
Автор: Игорь

Тема: Re: Компоненты для звукоснимателя
2 blackbuzz: не совсем понял - куда ты это все клеил? И зачем ?
     
В этот форум могут писать только зарегистрированные пользователи!