Доброго времени суток.
Вопросы следующие:
1. Какой провод (диаметр, изоляция) использовался для датчиков типа ПАФ и т. п.?
2. Сколько витков на катушке того же классического хамба (везде фигурирует цифра 5000?) и как они намотаны (просто последовательно виток к витку или как-то по-хитрому)?
3. Какой магнитный материал лучше использовать для изготовления полосового сердечника толщиной не более 3 мм чтобы добиться максимально читаемого звука и достаточного магнитного потока?
4. Можно ли делать на корпусе датчика графитовый экран?
5. Стоит ли соединять с землей/экраном сердечники и магнит или лучше оставить их изолированными. Как это повлияет на емкость датчика?
Буду благодарен за ответы, если кто-нибудь в курсе.

Вопросы следующие:
1. Какой провод (диаметр, изоляция) использовался для датчиков типа ПАФ и т. п.?
2. Сколько витков на катушке того же классического хамба (везде фигурирует цифра 5000?) и как они намотаны (просто последовательно виток к витку или как-то по-хитрому)?
3. Какой магнитный материал лучше использовать для изготовления полосового сердечника толщиной не более 3 мм чтобы добиться максимально читаемого звука и достаточного магнитного потока?
4. Можно ли делать на корпусе датчика графитовый экран?
5. Стоит ли соединять с землей/экраном сердечники и магнит или лучше оставить их изолированными. Как это повлияет на емкость датчика?
Буду благодарен за ответы, если кто-нибудь в курсе.
2) 3000-5000 витков((
У меня электруха Страт 3-сингловый. Я нижние два тупо расположил друг к другу рядом вплотную (их корпуса склеил), т.е. хитрой обмотки нету - 2 отдельные катушки, а звучание вдоих вместе как у хамбакера получилось. (если ты это имел ввиду)
5) Полагаю что магниты и сердечники нужно оставить изолированными.
Не знаю зачем ты это затеял, но звучок можно просто купить.
Извини но остального не знаю(( Удачи.
У меня электруха Страт 3-сингловый. Я нижние два тупо расположил друг к другу рядом вплотную (их корпуса склеил), т.е. хитрой обмотки нету - 2 отдельные катушки, а звучание вдоих вместе как у хамбакера получилось. (если ты это имел ввиду)
5) Полагаю что магниты и сердечники нужно оставить изолированными.
Не знаю зачем ты это затеял, но звучок можно просто купить.
Извини но остального не знаю(( Удачи.
1. В хамбакерах, стратовских синглах и бриджевых синглах телекастера используется эмалированный намоточный провод 42 AWG (что соответствует диаметру 0,063 мм), в нековых датчиках телекастера и датчиках Рикенбэкер используется провод 43 AWG (что соответствует диаметру 0,056 мм), во всех датчиках EMG используется провод 40 AWG (что соответствует диаметру 0,078 мм).
2. Количество витков:
Gibson PAF - от 5000 до 5050 витков на каждой катушке;
Gibson P-90 - 10000 витков;
Fender страт (сингл) 50-60х годов - 7900-8350;
Fender страт (сингл) 60-70х годов - 7600-7700;
3. Магнитный материал:
Gibson PAF - Алнико II;
Gibson P-90 - Алнико V;
Fender страт (сингл) 50-60х годов - Алнико V;
Fender страт (сингл) 60-70х годов - Алнико V;
Сплав Алнико соответствует сплаву ЮНДК по российской классификации.
4. На фига делать на корпусе хамбакера экран? Хамбакер и так не шумит по определению.
У сингла достаточно сделать экран (незамкнутый) вокруг катушки из медной фольги и соединить его с "землей".
5. Это у кого как. Мы экспериментировали и пришли к выводу, что это, по ходу, ни на что не влияет.
2. Количество витков:
Gibson PAF - от 5000 до 5050 витков на каждой катушке;
Gibson P-90 - 10000 витков;
Fender страт (сингл) 50-60х годов - 7900-8350;
Fender страт (сингл) 60-70х годов - 7600-7700;
3. Магнитный материал:
Gibson PAF - Алнико II;
Gibson P-90 - Алнико V;
Fender страт (сингл) 50-60х годов - Алнико V;
Fender страт (сингл) 60-70х годов - Алнико V;
Сплав Алнико соответствует сплаву ЮНДК по российской классификации.
4. На фига делать на корпусе хамбакера экран? Хамбакер и так не шумит по определению.
У сингла достаточно сделать экран (незамкнутый) вокруг катушки из медной фольги и соединить его с "землей".
5. Это у кого как. Мы экспериментировали и пришли к выводу, что это, по ходу, ни на что не влияет.
Спасибо, Игорь!
Просто решил воплотить одну свою идею. Переделал ненужный корейский хамб WCH в хамканселлер. Результат не влезает ни в одно посадочное гнездо, и шумит (меньше сингла, но больше хамканселлера того же производителя), но звук выдает. Вот я и решил пособирать информацию, учесть все ньюансы и сделать образец, который бы не был похож на "собачий ужин", а был самостоятельным изделием с притензией на оригинальность. На счет того стоит ли заморачиваться... это как "стоит ли сочинять музыку, если можно купить диск".
На счет экрана - нафига тогда делают крышки на тех же Рикенах, ТВ-Джонсах, ДэАрмондах и классических хамбах? Тем более, даже на двухкатушечных хамканселлерах есть экран вокруг катушек.
Просто решил воплотить одну свою идею. Переделал ненужный корейский хамб WCH в хамканселлер. Результат не влезает ни в одно посадочное гнездо, и шумит (меньше сингла, но больше хамканселлера того же производителя), но звук выдает. Вот я и решил пособирать информацию, учесть все ньюансы и сделать образец, который бы не был похож на "собачий ужин", а был самостоятельным изделием с притензией на оригинальность. На счет того стоит ли заморачиваться... это как "стоит ли сочинять музыку, если можно купить диск".
На счет экрана - нафига тогда делают крышки на тех же Рикенах, ТВ-Джонсах, ДэАрмондах и классических хамбах? Тем более, даже на двухкатушечных хамканселлерах есть экран вокруг катушек.
Металлические корпуса на Гретчах, Рикенбакерах и иже с ними - это, скорее, декоративный элемент. Кроме того металлический кожух придает своеобразное звучание, поскольку частично экранирует магнитное поле.
Про самостоятельное изделие - это весьма смело. Тебе стоит ознакомиться с американскими патентами на эту тематику. Например, Дон Лейс (это который "датчики Лейс Сенсор") получил больше тридцати патентов на конструкции звукоснимателей, Кинман - пять, и так далее. Это я не для того, чтобы остудить твой пыл, просто чтобы ты был в курсе.
Да, еще про намотку - катушки в датчики мотают на специальных намоточных станках с автоукладчиком, который позволяет наматывать виток к витку и с заранее заданным натяжением. Некоторые производители пишут что, мол, "этот датчик имеет специальную намотку бла-бла-бла", но это, по моему, все пляски с бубном для людей, не знающих физики, ибо от того, КАК намотана катушка, ее индуктивность не меняется. Непосредственно на частотные характеристики влияет только геометрическая форма катушки: высокая и узкая или низкая и широкая. На намоточных станках их мотают потому, что это во-первых быстрее, а во-вторых уложенный виток к витку провод занимает меньше места.
Про самостоятельное изделие - это весьма смело. Тебе стоит ознакомиться с американскими патентами на эту тематику. Например, Дон Лейс (это который "датчики Лейс Сенсор") получил больше тридцати патентов на конструкции звукоснимателей, Кинман - пять, и так далее. Это я не для того, чтобы остудить твой пыл, просто чтобы ты был в курсе.
Да, еще про намотку - катушки в датчики мотают на специальных намоточных станках с автоукладчиком, который позволяет наматывать виток к витку и с заранее заданным натяжением. Некоторые производители пишут что, мол, "этот датчик имеет специальную намотку бла-бла-бла", но это, по моему, все пляски с бубном для людей, не знающих физики, ибо от того, КАК намотана катушка, ее индуктивность не меняется. Непосредственно на частотные характеристики влияет только геометрическая форма катушки: высокая и узкая или низкая и широкая. На намоточных станках их мотают потому, что это во-первых быстрее, а во-вторых уложенный виток к витку провод занимает меньше места.
В патентной базе европы искал все патенты по словам: звукосниматель, хамбакер и т. д. Плюс по "апликантам" Димарзио, Фендер, Гибсон и т. д. Попадались патенты Лэйса и кучи японцев (они стремятся запотентовать все конструкции!!!) Может еще и не все видел. Может стоит поискать в американской базе? Меня интересует прежде всего устройство Gibson P-100.
В патентной базе Роспатента с 1994г. - только один патент на активный звукосниматель (в прошлом году чел. из Екатеринбурга).
Про экран - Сэт Ловер говорил что-то именно о полезных свойствах кожуха, но про условии, что он будет высокоомным и диамагнитным, но утверждать не берусь хз.
Про намотку - на индуктивность влияет линейная плотность намотки и тут все верно, индуктивность от способа намотки не меняется. Другое дело емкость (winding capacity), как я понял эту тему, чем уже катушка и больше на ней рядов, тоньше провод (и его изоляция) - тем больше емкость и меньше добротность датчика как RLC-фильтра, меньше резонансная частота. Но самым интересным (и технически недостижимым при ручной намотке) является способ "универсаль" - намотка под углом, т.к. он дает минимальную емкость. Вообще возникла мысль, что если, намотав один слой, провод пускать по диагонали к другому концу катушки - это создаст зазор (air gap) между слоями и уменьшит разность потенциалов между соседними мотками в слоях, что должно уменьшить емкость. Но такая неплотная намотка черевата повреждением изоляции и увеличением габаритов катушки.
А на датчиках Карвин, например, применяют по две обмотки на катушку хамбакера - как я понимаю, тоже как способ уменьшить емкость.
Посмотрел тут характеристики звучков - у Джазз баса и Гибсоновского хамба - численно примерно одинаковые
Интересно басовый сингл поставить на гитару.
Ладно, буду ориентироваться на 5000 витков 0,063 на катушку и полосовый сердечник из Алнико2 (где взять его только...) + пластина из трансформаторной стали. А человека с машинкой найти можно.
В патентной базе Роспатента с 1994г. - только один патент на активный звукосниматель (в прошлом году чел. из Екатеринбурга).
Про экран - Сэт Ловер говорил что-то именно о полезных свойствах кожуха, но про условии, что он будет высокоомным и диамагнитным, но утверждать не берусь хз.
Про намотку - на индуктивность влияет линейная плотность намотки и тут все верно, индуктивность от способа намотки не меняется. Другое дело емкость (winding capacity), как я понял эту тему, чем уже катушка и больше на ней рядов, тоньше провод (и его изоляция) - тем больше емкость и меньше добротность датчика как RLC-фильтра, меньше резонансная частота. Но самым интересным (и технически недостижимым при ручной намотке) является способ "универсаль" - намотка под углом, т.к. он дает минимальную емкость. Вообще возникла мысль, что если, намотав один слой, провод пускать по диагонали к другому концу катушки - это создаст зазор (air gap) между слоями и уменьшит разность потенциалов между соседними мотками в слоях, что должно уменьшить емкость. Но такая неплотная намотка черевата повреждением изоляции и увеличением габаритов катушки.
А на датчиках Карвин, например, применяют по две обмотки на катушку хамбакера - как я понимаю, тоже как способ уменьшить емкость.
Посмотрел тут характеристики звучков - у Джазз баса и Гибсоновского хамба - численно примерно одинаковые
Ладно, буду ориентироваться на 5000 витков 0,063 на катушку и полосовый сердечник из Алнико2 (где взять его только...) + пластина из трансформаторной стали. А человека с машинкой найти можно.
Пластина или U-образный кожух из магнитомягкого железа применяется в конструкциях хамканселлеров (Фендер ноизлесс, Димарзио, Лэйс) как "замыкатель магнитных линий" сердечника "полезной" катушки (чтобы они не пронизовали шумоподавляющую обмотку). Устройство позаимствовано из промышленных элементов индуктивности и динамиков.
Как я понимаю, трансформаторная сталь - самая магнитомягкая. В обном из патентов Лэйса магнитоводы были выполнены слоеными, как в трансформаторах.
Как я понимаю, трансформаторная сталь - самая магнитомягкая. В обном из патентов Лэйса магнитоводы были выполнены слоеными, как в трансформаторах.
Нам удалось купить керамические магниты совершенно случайно - это были остатки комплектующих некоего производства, которое похерилось в середине 90-х.
Когда закончатся запасы - будем заказывать на заводе. Есть мысль поэкспериментировать с ниобиевыми магнитами (их используют в считывающих головках CD и DVD приводов). При первом приближении впечатление хорошее: две штуки нормально "прокачивают" катушку, только надо учесть, что у нас датчики активные, а в них нужны довольно слабые магниты.
Когда закончатся запасы - будем заказывать на заводе. Есть мысль поэкспериментировать с ниобиевыми магнитами (их используют в считывающих головках CD и DVD приводов). При первом приближении впечатление хорошее: две штуки нормально "прокачивают" катушку, только надо учесть, что у нас датчики активные, а в них нужны довольно слабые магниты.
Игорь, А у ниобиевых и самариум-собальтовых магнитов жесткость (ширина петли) больше, чем у Алнико?
Кстати про силу магнитов: в патентах на хамбы Димарзио магнитоводы не соприкасаются с самим магнитом напрямую, а вкручиваются в пласиковую колодку, окружающую его. Как я понимаю, изменяя величину зазаора, они могут регулировать магнитный поток в разных звучках, используя одинаковые по силе магниты.
Кстати про силу магнитов: в патентах на хамбы Димарзио магнитоводы не соприкасаются с самим магнитом напрямую, а вкручиваются в пласиковую колодку, окружающую его. Как я понимаю, изменяя величину зазаора, они могут регулировать магнитный поток в разных звучках, используя одинаковые по силе магниты.
Дмитрий, порошковую керамику, всё таки имел ввиду, феррит, пермаллой..... не придирайтесь к словам, трансформаторное железо обычно говорят прямым текстом.
Игорь, а можно узнать с чем связан выбор "довольно слабых магнитов" для активных датчиков? Первый каскад преда, всё таки, надо нагружать. Или у вас индуктивность сборки зашкаливает? Кстати, я отписал в мыло по пьезам, было бы здорово если б я получил ответ.
Игорь, а можно узнать с чем связан выбор "довольно слабых магнитов" для активных датчиков? Первый каскад преда, всё таки, надо нагружать. Или у вас индуктивность сборки зашкаливает? Кстати, я отписал в мыло по пьезам, было бы здорово если б я получил ответ.
