Часто бывают такие моменты, когда песню заказывают (и её нужно играть есесьно) все её знают а я нет, и мне приходиться высматривать аккорды гитариста (что не всегда получается) все ловить на слух (за исключением песен в которых 700тысячь аккордов) т.е сейчас вроде получается но очень тяжело. Думаю музыкальная грамота мне в этом поможет, опять же не чтение всего подряд, а что-то конкретно, по аккомпанементу.
Вопрос собственно вот в чем:
Какие знания мне необходимо получить для того чтобы я мог легко аккомпанировать зная только лишь тональность, ну и приблизительно как звучит заказанная песня.
Заранее большое спасибо.
Вопрос собственно вот в чем:
Какие знания мне необходимо получить для того чтобы я мог легко аккомпанировать зная только лишь тональность, ну и приблизительно как звучит заказанная песня.
Заранее большое спасибо.
>Какие знания мне необходимо получить для того чтобы я мог легко аккомпанировать зная только лишь тональность, ну и приблизительно как звучит заказанная песня.
тебе необходим слух в первую очередь,ну и чуть-чуть знанаий по гармонии,так как большинство песен строятся по одним и тем же незамысловатым схемам.
а вообще-все приходит с опытом
тебе необходим слух в первую очередь,ну и чуть-чуть знанаий по гармонии,так как большинство песен строятся по одним и тем же незамысловатым схемам.
а вообще-все приходит с опытом
>>Какие знания мне необходимо получить для того чтобы я мог легко аккомпанировать зная только лишь тональность, ну и приблизительно как звучит заказанная песня.
>тебе необходим слух в первую очередь,ну и чуть-чуть знанаий по гармонии,так как большинство песен строятся по одним и тем же незамысловатым схемам.
>а вообще-все приходит с опытом
для начала научись определять гармонические ступени / тоника- суб. дом- дом.- тоника/потом научись слышать 6 ступень.потом 3 и тд... причём во всех тональнастях . сиди например около телека и подбирай всё что там звучит, вплоть до детских песенок, а потом уже научишся обыгровать аккорды но это потом. главное без инструмента ты мог точно представлять, слушая музыку, какой аккорд в данной тональности звучит. кстати шансон в маршрутке хорошая школа. но это конечно грубо но эффективно-поверь
>тебе необходим слух в первую очередь,ну и чуть-чуть знанаий по гармонии,так как большинство песен строятся по одним и тем же незамысловатым схемам.
>а вообще-все приходит с опытом
для начала научись определять гармонические ступени / тоника- суб. дом- дом.- тоника/потом научись слышать 6 ступень.потом 3 и тд... причём во всех тональнастях . сиди например около телека и подбирай всё что там звучит, вплоть до детских песенок, а потом уже научишся обыгровать аккорды но это потом. главное без инструмента ты мог точно представлять, слушая музыку, какой аккорд в данной тональности звучит. кстати шансон в маршрутке хорошая школа. но это конечно грубо но эффективно-поверь
Можно даже нот не знать.
Есть так называемые модальные позиции их 5 основных и ещё 2 дополнительные, но важно запомнить первые 5. Щас расскажу в двух словах.
Давно хотел так сказать сделать некий ликбез для начинающих.
Кароче на фото пример. Соль минор септ (Gm7) или другими словами дорийский лад если играть от соль, и его обращения далее по грифу.
Главное просто выучить все эти позиции и научиться их видеть на грифе непосредсвенно. Даже нот можно не знать.
Скажем так если хотите играть в тональности соль минор септ то берем первую позицию и её гоняем как хотим.
Если хотим играть в соль миноре натуральном то от ноты соль строим четвертую позицию
Если хотим играть в соль мажоре натуральном то от ноты соль сторим пятую позицию, НО начиная со второй ступени
И так далее.
Например, первая позиция обычно от ноты соль называется обычно дорийский лад. Третья позиция от ноты соль называется миксолидийский лад (самый распространённый лад в классическом роке, на мой взгляд) и так далее, щас на вскидку уже помню как там всё правильно называется.
Если я не прав, поправьте меня или дополните.
P.S.: ногам не принайте если эти позиции как то по другому называются, я доучивался уже здесь в Германии и мне преподавали как modal positions.
Есть так называемые модальные позиции их 5 основных и ещё 2 дополнительные, но важно запомнить первые 5. Щас расскажу в двух словах.
Давно хотел так сказать сделать некий ликбез для начинающих.
Кароче на фото пример. Соль минор септ (Gm7) или другими словами дорийский лад если играть от соль, и его обращения далее по грифу.
Главное просто выучить все эти позиции и научиться их видеть на грифе непосредсвенно. Даже нот можно не знать.
Скажем так если хотите играть в тональности соль минор септ то берем первую позицию и её гоняем как хотим.
Если хотим играть в соль миноре натуральном то от ноты соль строим четвертую позицию
Если хотим играть в соль мажоре натуральном то от ноты соль сторим пятую позицию, НО начиная со второй ступени
И так далее.
Например, первая позиция обычно от ноты соль называется обычно дорийский лад. Третья позиция от ноты соль называется миксолидийский лад (самый распространённый лад в классическом роке, на мой взгляд) и так далее, щас на вскидку уже помню как там всё правильно называется.
Если я не прав, поправьте меня или дополните.
P.S.: ногам не принайте если эти позиции как то по другому называются, я доучивался уже здесь в Германии и мне преподавали как modal positions.
Знаешь почему сдал, потому что так проще наверно.
Я лично семь лет в муз школе учил всякие сольфеджио, прогрессии, лады, а потом ещё год в муз. школе в здесь в Лейпциге и в итоге пришёл к понимаю, что в рамках обычного рок-бэнда все эти знания можно было бы свести к этим пяти позициям, а на сэкономленное от этого время подумать не ЧТО играть, а КАК играть, поработать над техникой и прочее. Особенно если музня для вас просто хобби, я уверен, как для большинства из форумчан.
В то время как, я считаю, что если ты профессионально занят музыкой то просто необходимо изучать теорию "с начала" и в итоге самому прийти к понимаю что, как и из каких соображений беруться те или иные позиции.
Я лично семь лет в муз школе учил всякие сольфеджио, прогрессии, лады, а потом ещё год в муз. школе в здесь в Лейпциге и в итоге пришёл к понимаю, что в рамках обычного рок-бэнда все эти знания можно было бы свести к этим пяти позициям, а на сэкономленное от этого время подумать не ЧТО играть, а КАК играть, поработать над техникой и прочее. Особенно если музня для вас просто хобби, я уверен, как для большинства из форумчан.
В то время как, я считаю, что если ты профессионально занят музыкой то просто необходимо изучать теорию "с начала" и в итоге самому прийти к понимаю что, как и из каких соображений беруться те или иные позиции.
Секвенции по 7? .. Ну я спокойно играю во весь гриф, от любой ступени, в любую сторону в различных аппликатурах. А толку?
Я за тональность выйти не могу, гармонического мышления нет, хоть усрись, а снимать на слух не хватает моральной стойкости, усидчивости.
В данный момент вижу единственное решение проблемы - пересилить себя, сломать барьер и таки сниииимать на слух, жопочасыжопочасы!!!111адинадин.
Я за тональность выйти не могу, гармонического мышления нет, хоть усрись, а снимать на слух не хватает моральной стойкости, усидчивости.
В данный момент вижу единственное решение проблемы - пересилить себя, сломать барьер и таки сниииимать на слух, жопочасыжопочасы!!!111адинадин.
Ай сорри, струнки то подписать забыл, ну там вроде ясно что сверху вниз G-D-A-E
Дубас, ну я как бы тоже всю гамму/прогрессию сразу на грифе вижу, но ты же сам понимаешь это всё в процессе обучения и с опытом приходит.
А так можно мыслить этими аппликатурами и хотя бы их научиться видеть на грифе для начала, а потом уже понять как там гаммы и последовательности выглядят (у меня например было всё наоборот).
Тем более что основаная масса песен зачастую вообще не выходит за рамки ОДНОЙ позиции.
>гидрога,что-то я ничего не понял.ты нарисовал аппликатуры для разных ладов?тогда зачем номера ладов?
Я нарисовал как бы дорийский лад от соль с обращением (если это так по русски называется), как пример.
На мой взгляд очень просто, и не завороченно, самое то даже для грамотных музыкантов.
А то так несведуший человек глянет в книжку, а там модальные гаронии, тональные гармонии... очуметь от непонимания можно.
Дубас, ну я как бы тоже всю гамму/прогрессию сразу на грифе вижу, но ты же сам понимаешь это всё в процессе обучения и с опытом приходит.
А так можно мыслить этими аппликатурами и хотя бы их научиться видеть на грифе для начала, а потом уже понять как там гаммы и последовательности выглядят (у меня например было всё наоборот).
Тем более что основаная масса песен зачастую вообще не выходит за рамки ОДНОЙ позиции.
>гидрога,что-то я ничего не понял.ты нарисовал аппликатуры для разных ладов?тогда зачем номера ладов?
Я нарисовал как бы дорийский лад от соль с обращением (если это так по русски называется), как пример.
На мой взгляд очень просто, и не завороченно, самое то даже для грамотных музыкантов.
А то так несведуший человек глянет в книжку, а там модальные гаронии, тональные гармонии... очуметь от непонимания можно.
столько инфы. класс надо будет по пробовать, то что посоветовал gidroga
я всегда верил что на этом форуме есть реальные пацаны. а то как начнут советовать всякие капробасисты. типа не заморачивайся, или всеравно бас никто не слушает, все это бред, иной раз и в самой простой на первый взгляд песенке играет такая партия, что просто без нее эту песенку и не слушал бы совсем.
я всегда верил что на этом форуме есть реальные пацаны. а то как начнут советовать всякие капробасисты. типа не заморачивайся, или всеравно бас никто не слушает, все это бред, иной раз и в самой простой на первый взгляд песенке играет такая партия, что просто без нее эту песенку и не слушал бы совсем.
всё что вы написали правильно, но это не ключ именно к гармоническому мышлению. чел должен понять что /например Ам это тоника Н7- двойная доминанта Е- доминанта F- шестая ступень С- третья Dм- суб доминанта и так далее/ в любой тональности. главное определить в какой момент звучит та или иная ступень.поймёт это тогда всё придёт, не поймёт тогда надо с музлом завязывать
>Можно даже нот не знать.
>Есть так называемые модальные позиции их 5 основных и ещё 2 дополнительные, но важно запомнить первые 5. Щас расскажу в двух словах.
>Давно хотел так сказать сделать некий ликбез для начинающих.
>Кароче на фото пример. Соль минор септ (Gm7) или другими словами дорийский лад если играть от соль, и его обращения далее по грифу.
>Главное просто выучить все эти позиции и научиться их видеть на грифе непосредсвенно. Даже нот можно не знать.
>Скажем так если хотите играть в тональности соль минор септ то берем первую позицию и её гоняем как хотим.
>Если хотим играть в соль миноре натуральном то от ноты соль строим четвертую позицию
>Если хотим играть в соль мажоре натуральном то от ноты соль сторим пятую позицию, НО начиная со второй ступени
>И так далее.
>Например, первая позиция обычно от ноты соль называется обычно дорийский лад. Третья позиция от ноты соль называется миксолидийский лад (самый распространённый лад в классическом роке, на мой взгляд) и так далее, щас на вскидку уже помню как там всё правильно называется.
>Если я не прав, поправьте меня или дополните.
>
>P.S.: ногам не принайте если эти позиции как то по другому называются, я доучивался уже здесь в Германии и мне преподавали как modal positions.
можно рассосать поподробней для тех кто в танке?
столкнулся с той же проблемой - не умея читать нотки с листа кабацкую программу приходится учить... а это и усилий много и в бошке все не удержишь, особенно с моей сурово пораженной никотином, алкоголем и прочими отупителями
данные картиночке с позициями подразумевают возможность обыгрывания аккордов отдельно, с учетом знания гармонии песни в целом, или же именно более-менее уместное балаканье под весь трек?
ежели первое, то оно мне нах не надо, зная гармонию по памяти я и так обыграю, а вот если второе, то я тупо не въехал как оно делать шоб ложилось... невыходитс
>Есть так называемые модальные позиции их 5 основных и ещё 2 дополнительные, но важно запомнить первые 5. Щас расскажу в двух словах.
>Давно хотел так сказать сделать некий ликбез для начинающих.
>Кароче на фото пример. Соль минор септ (Gm7) или другими словами дорийский лад если играть от соль, и его обращения далее по грифу.
>Главное просто выучить все эти позиции и научиться их видеть на грифе непосредсвенно. Даже нот можно не знать.
>Скажем так если хотите играть в тональности соль минор септ то берем первую позицию и её гоняем как хотим.
>Если хотим играть в соль миноре натуральном то от ноты соль строим четвертую позицию
>Если хотим играть в соль мажоре натуральном то от ноты соль сторим пятую позицию, НО начиная со второй ступени
>И так далее.
>Например, первая позиция обычно от ноты соль называется обычно дорийский лад. Третья позиция от ноты соль называется миксолидийский лад (самый распространённый лад в классическом роке, на мой взгляд) и так далее, щас на вскидку уже помню как там всё правильно называется.
>Если я не прав, поправьте меня или дополните.
>
>P.S.: ногам не принайте если эти позиции как то по другому называются, я доучивался уже здесь в Германии и мне преподавали как modal positions.
можно рассосать поподробней для тех кто в танке?
столкнулся с той же проблемой - не умея читать нотки с листа кабацкую программу приходится учить... а это и усилий много и в бошке все не удержишь, особенно с моей сурово пораженной никотином, алкоголем и прочими отупителями
данные картиночке с позициями подразумевают возможность обыгрывания аккордов отдельно, с учетом знания гармонии песни в целом, или же именно более-менее уместное балаканье под весь трек?
ежели первое, то оно мне нах не надо, зная гармонию по памяти я и так обыграю, а вот если второе, то я тупо не въехал как оно делать шоб ложилось... невыходитс
>а вот если второе, то я тупо не въехал как оно делать шоб ложилось... невыходитс
скажем так,этим ладом(как и любым другим)можно обыграть определенную последовательность аккордов,строящимся на ступенях этого лада.например дорийским соль можно обыграть аккорды Gm C7 Fmaj Dm7.в принципе в песне может и не быть других аккордов,или остальные строятся в том же ладу.а вот аккорд G#(просто не знаю как бемоль поставить)уже не получится-ноты не те.
знать разные аппликатуры-круто и полезно,и кстате совсем не замороченно,зря ниткин нагнетает.только если все время гонять только один лад получится скушновато.
скажем так,этим ладом(как и любым другим)можно обыграть определенную последовательность аккордов,строящимся на ступенях этого лада.например дорийским соль можно обыграть аккорды Gm C7 Fmaj Dm7.в принципе в песне может и не быть других аккордов,или остальные строятся в том же ладу.а вот аккорд G#(просто не знаю как бемоль поставить)уже не получится-ноты не те.
знать разные аппликатуры-круто и полезно,и кстате совсем не замороченно,зря ниткин нагнетает.только если все время гонять только один лад получится скушновато.
Сега, значит так.
Наверно сделаю это на примере песни.
Ну вот напимер песня Павла Кашина - Белый Друг (скачать можно тут ) (просьба не пинать, это первое что в голову пришло)
Там всего 4 аккорда, а именно Dm-Bbm-Gm-Am, я думаю что глядя на эту последовательность аккордов очевидно что песня в ре миноре (хотя можно и без этого обойтись), никаких модуляций и отклонений от тональности.
тупо смотрим как эти тоники и соответствующие квинты к ним располагаются на грифе
см. первую по порядку картинку
далее смотрим и видим, ба да это же позиция номер ДВА
см. вторую по порядку картинку
Ну а далее гоняем ноты по этой позиции как хотим в почти в любом порядке.
Даже если солирующий инструмент уйдёт в паралеллную тональность, всё равно лажи не будет, ну итак далее.
Так яснее.
Наверно сделаю это на примере песни.
Ну вот напимер песня Павла Кашина - Белый Друг (скачать можно тут ) (просьба не пинать, это первое что в голову пришло)
Там всего 4 аккорда, а именно Dm-Bbm-Gm-Am, я думаю что глядя на эту последовательность аккордов очевидно что песня в ре миноре (хотя можно и без этого обойтись), никаких модуляций и отклонений от тональности.
тупо смотрим как эти тоники и соответствующие квинты к ним располагаются на грифе
см. первую по порядку картинку
далее смотрим и видим, ба да это же позиция номер ДВА
см. вторую по порядку картинку
Ну а далее гоняем ноты по этой позиции как хотим в почти в любом порядке.
Даже если солирующий инструмент уйдёт в паралеллную тональность, всё равно лажи не будет, ну итак далее.
Так яснее.
>Мда, можно сказать своими тупыми картиночками оставил Тараса без работы
Не)))работы хватает-слава богу.Учеников конечно поменьше чем раньше но все равно хватает.
Я просто например достаточно туп-по картинкам никогда не понимал-мне надо все объяснить и показать.Куле-басист и духовик
Так что если человек все схватывает по картинкам как ты выразился-я ему могу только позавидовать
Не)))работы хватает-слава богу.Учеников конечно поменьше чем раньше но все равно хватает.
Я просто например достаточно туп-по картинкам никогда не понимал-мне надо все объяснить и показать.Куле-басист и духовик
Так что если человек все схватывает по картинкам как ты выразился-я ему могу только позавидовать
>Специально для Сеги
>его последовательность
>Cm# Ab7 C# Fm# H E A D#m7b5
>
>смотрим как тоники и квинты расположены на грифе
>ну и понятно вообщем что это первая позиция от ноты F# + вторая позиция от ноты Аb
>Вся песня в до диез миноре.
честно говоря так и не въехал... под трек то всеравно не въедет если буду тупо ноты из этого набора тарабанить. пох. буду учить пака шо, а шо не запомнить, записывать понятным себе языком - тупо аккордами по тактам...
пора пицдовать в муз. школу, просить выучить ноты с листа читать
>его последовательность
>Cm# Ab7 C# Fm# H E A D#m7b5
>
>смотрим как тоники и квинты расположены на грифе
>ну и понятно вообщем что это первая позиция от ноты F# + вторая позиция от ноты Аb
>Вся песня в до диез миноре.
честно говоря так и не въехал... под трек то всеравно не въедет если буду тупо ноты из этого набора тарабанить. пох. буду учить пака шо, а шо не запомнить, записывать понятным себе языком - тупо аккордами по тактам...
пора пицдовать в муз. школу, просить выучить ноты с листа читать
>Так что если человек все схватывает по картинкам как ты выразился-я ему могу только позавидовать
Тарас,
Я вот что хотел сказать, я, например, долго и мучительно учился видеть гаммы и прочее на грифе, а когда научился, то они у меня автоматически сложились вот в такие вышеприведенные картинки.
Я потому и подумал, что легче было бы наоборот начать вот с этих картинок.
Тарас,
Я вот что хотел сказать, я, например, долго и мучительно учился видеть гаммы и прочее на грифе, а когда научился, то они у меня автоматически сложились вот в такие вышеприведенные картинки.
Я потому и подумал, что легче было бы наоборот начать вот с этих картинок.
>значит всетаки гармонию в любом случае знать надо, а не тупо гамму пестне
Ну не совсем, гармнонию чётко можно и не знать. А просто знать в каком ладу играть, так как зная лад, ты уже чётко будешь себе представлять какие ноты можно играть а какие нельзя. А далее слух надо подключать.
>значит смысла в сием деле для меня нет, зная гармонию я и так спокойно обыгрываю
Смысл есть, всегда, смысл в том, что можно не зубрить гармонию или последовательность аккордов, а просто... читай выше
не буду повторяться.
Ну не совсем, гармнонию чётко можно и не знать. А просто знать в каком ладу играть, так как зная лад, ты уже чётко будешь себе представлять какие ноты можно играть а какие нельзя. А далее слух надо подключать.
>значит смысла в сием деле для меня нет, зная гармонию я и так спокойно обыгрываю
Смысл есть, всегда, смысл в том, что можно не зубрить гармонию или последовательность аккордов, а просто... читай выше
не буду повторяться.
>но я слышал ещё про какойто кварто-квинтовый круг аккордов
это просто такая подсказка...типа если первый аккорд Ам, то следующий обычно будет из составлюящих квинтового круга (Дм, Ж, С, и тд), ну разумеется транспонируеца эт все)))это помогает, когда подбираеш простую гармонию на слух(для большинства песен срабатывает)
это просто такая подсказка...типа если первый аккорд Ам, то следующий обычно будет из составлюящих квинтового круга (Дм, Ж, С, и тд), ну разумеется транспонируеца эт все)))это помогает, когда подбираеш простую гармонию на слух(для большинства песен срабатывает)
первые два аккорда это вторая и пятая ступень тональности ми мажор.нота d# соответственно третья ступень b и седьмая ми мажора.дальше модуляция(аккорд E7)и никаких ре диезов уже нет.один такт.от до диеза опять d#(вторая ступень минора)на ля тоже покатит как проходящая.в D все понятно.а B7 тот же дорийский фа диез минор,так как вторая и пятая ступень играются в одном ладу.ну как тот так.а короткий ответ-гармоническим анализом
Учите весёлые картиночги господа, если не хватает терпелки учить гаммы по нотам.
>ппц.. полгода прошло, а я так ничему и не научился :/
Рома, с моей методикой освоишься за пару месяцев.
Шутки конечно.
Вот так в течении 7-ми лет муз школы тебе рассказывают системный курс гармонии, а потом ещё в частной школе опять эти лады по ноткам разбираешь, а потом приходит очередной сэр Маккартни, играет как хочет, даже не задумываясь откуда чего берётся. Обидно право. DooBass тебе так не кажется?
>ппц.. полгода прошло, а я так ничему и не научился :/
Рома, с моей методикой освоишься за пару месяцев.
Шутки конечно.
Вот так в течении 7-ми лет муз школы тебе рассказывают системный курс гармонии, а потом ещё в частной школе опять эти лады по ноткам разбираешь, а потом приходит очередной сэр Маккартни, играет как хочет, даже не задумываясь откуда чего берётся. Обидно право. DooBass тебе так не кажется?
>в частности интересует первый такт - гитара и голос играют f#m, а бас играет F#, E, Eb, C#. Вот откуда там взялся Eb ? ведь его нет в f#m ?
Ещё надо учесть, что на аккорд F#m гитара или другой инструмент может играть тупо трезвучие - F#, A, C#, соответственно шагающий бас могут добавлять разные ноты от разных ладов (в зависимости от того как песня позволяет или другие музыканты - у панков может не прокатить), если сыграть в басовой линии Eb - получится дорийский минор, если сыграть F#, G - фригийский, и т.д.
Если охота поспокойнее эмоции выразить - обычный минор, если понапряжённее - неустойчивые аккорды пообыгрывать (G#, E, ту же дорийскую Eb).
Также гитара может играть просто малую терцию - F#, C#, тут можно хитрее, можно пообыгрывать (кроме нашей любимой тоники) C# (пятая ступень минорного лада, получится устойчивая квинта), D (шестая, получится аккорд D мажор, D-F#-A), D# (повышенная шестая, менее устойчивое уменьшённое трезвучие D#-F#-A) - опять же, если надо избежать монотонности.
_____________
Это вроде альтернативы тем случаям, когда бас месит тонику, а гитара надстраивает разные аккорды.
Ещё надо учесть, что на аккорд F#m гитара или другой инструмент может играть тупо трезвучие - F#, A, C#, соответственно шагающий бас могут добавлять разные ноты от разных ладов (в зависимости от того как песня позволяет или другие музыканты - у панков может не прокатить), если сыграть в басовой линии Eb - получится дорийский минор, если сыграть F#, G - фригийский, и т.д.
Если охота поспокойнее эмоции выразить - обычный минор, если понапряжённее - неустойчивые аккорды пообыгрывать (G#, E, ту же дорийскую Eb).
Также гитара может играть просто малую терцию - F#, C#, тут можно хитрее, можно пообыгрывать (кроме нашей любимой тоники) C# (пятая ступень минорного лада, получится устойчивая квинта), D (шестая, получится аккорд D мажор, D-F#-A), D# (повышенная шестая, менее устойчивое уменьшённое трезвучие D#-F#-A) - опять же, если надо избежать монотонности.
_____________
Это вроде альтернативы тем случаям, когда бас месит тонику, а гитара надстраивает разные аккорды.
>Вот так в течении 7-ми лет муз школы тебе рассказывают системный курс гармонии, а потом ещё в частной школе опять эти лады по ноткам разбираешь, а потом приходит очередной сэр Маккартни, играет как хочет, даже не задумываясь откуда чего берётся.
Когда я занимался у преподавателя, то спросил: -"А можно играть джазовый шагающий бас без гармонической сетки просто на слух?" На что получил следующий ответ: -"Есть такие басисты, которые полагаются только на свой слух. Но один раз ты сыграешь, а другой раз не в духе будешь или нездоров, или жена яичницу плохо приготовила и может ничего не получиться!"
Когда я занимался у преподавателя, то спросил: -"А можно играть джазовый шагающий бас без гармонической сетки просто на слух?" На что получил следующий ответ: -"Есть такие басисты, которые полагаются только на свой слух. Но один раз ты сыграешь, а другой раз не в духе будешь или нездоров, или жена яичницу плохо приготовила и может ничего не получиться!"
>а как в аналогичной ситуации прийти самому к дорийскому минору?
>т.е. приносит мне гитарист песню с аккордами...
Играешь на минорный аккорд малую терцию вниз - в F#m это будет нота Eb, если гитара играет только F#m, то будет звучать красиво. Повторюсь, это надо на свой вкус и задачи песни определять, где пихать, а где нет. В джазе, например, часто вместо обычного (например) Am играют Am6 (обыгрыш дорийского ля-минора, с повышенной шестой ступенью F# вместо F).
>т.е. приносит мне гитарист песню с аккордами...
Играешь на минорный аккорд малую терцию вниз - в F#m это будет нота Eb, если гитара играет только F#m, то будет звучать красиво. Повторюсь, это надо на свой вкус и задачи песни определять, где пихать, а где нет. В джазе, например, часто вместо обычного (например) Am играют Am6 (обыгрыш дорийского ля-минора, с повышенной шестой ступенью F# вместо F).
>Когда я занимался у преподавателя, то спросил: -"А можно играть джазовый шагающий бас без гармонической сетки просто на слух?"
Это как, без сетки, но на слух? Если на слух - значит, должен слышать аккорды, и примерно представлять что будешь играть, а не так - взял любую ноту из хроматической гаммы к качовым видом - и доволен, а как слышится в пачке - пох.
Это как, без сетки, но на слух? Если на слух - значит, должен слышать аккорды, и примерно представлять что будешь играть, а не так - взял любую ноту из хроматической гаммы к качовым видом - и доволен, а как слышится в пачке - пох.
>>Играешь на минорный аккорд малую терцию вниз - в F#m это будет нота Eb
>
>Ой, тыща извинений, проглючило! В в F#m это будет нота D, ре.
>
Да ёлки, что ж так клинит утром в понедельник... Правильно всё было - искомая нота - Eb, шестая повышенная ступень в фа-диез-миноре.
Я никого сильно не запутал?
>
>Ой, тыща извинений, проглючило! В в F#m это будет нота D, ре.
>
Да ёлки, что ж так клинит утром в понедельник... Правильно всё было - искомая нота - Eb, шестая повышенная ступень в фа-диез-миноре.
Я никого сильно не запутал?
>>Когда я занимался у преподавателя, то спросил: -"А можно играть джазовый шагающий бас без гармонической сетки просто на слух?"
>Это как, без сетки, но на слух? Если на слух - значит, должен слышать аккорды, и примерно представлять что будешь играть, а не так - взял любую ноту из хроматической гаммы к качовым видом - и доволен, а как слышится в пачке - пох.
Я вот на слух без гармонической сетки не могу, за исключением простых гармоний в кварто-квинтовом круге!
>Это как, без сетки, но на слух? Если на слух - значит, должен слышать аккорды, и примерно представлять что будешь играть, а не так - взял любую ноту из хроматической гаммы к качовым видом - и доволен, а как слышится в пачке - пох.
Я вот на слух без гармонической сетки не могу, за исключением простых гармоний в кварто-квинтовом круге!
музофоб ,
вот спасибо тебе :agr:
в первую половину я въехал, но вот тут:
Также гитара может играть просто малую терцию - F#, C#, тут можно хитрее, можно пообыгрывать (кроме нашей любимой тоники) C# (пятая ступень минорного лада, получится устойчивая квинта), D (шестая, получится аккорд D мажор, D-F#-A), D# (повышенная шестая, менее устойчивое уменьшённое трезвучие D#-F#-A) - опять же, если надо избежать монотонности.
ничо не понял
gidroga , картинки хороши, но я так и не понял, каково их приложение в жизни. ну вот в данном случае ("гитарист приносит песню с f#m, b, e7 и тд - как прийти к шагающей бас-партии Пола самому?")
ну я вроде внимательно читал твои инструкции - построить квинты от всех этих аккордов и смотреть на какой рисунок больше всего похоже. А если ни на какой не похоже? или похоже в одинаковой степени на два?
вот спасибо тебе :agr:
в первую половину я въехал, но вот тут:
Также гитара может играть просто малую терцию - F#, C#, тут можно хитрее, можно пообыгрывать (кроме нашей любимой тоники) C# (пятая ступень минорного лада, получится устойчивая квинта), D (шестая, получится аккорд D мажор, D-F#-A), D# (повышенная шестая, менее устойчивое уменьшённое трезвучие D#-F#-A) - опять же, если надо избежать монотонности.
ничо не понял
gidroga , картинки хороши, но я так и не понял, каково их приложение в жизни. ну вот в данном случае ("гитарист приносит песню с f#m, b, e7 и тд - как прийти к шагающей бас-партии Пола самому?")
ну я вроде внимательно читал твои инструкции - построить квинты от всех этих аккордов и смотреть на какой рисунок больше всего похоже. А если ни на какой не похоже? или похоже в одинаковой степени на два?
нет, ну я не понял смысл
"Также гитара может играть просто малую терцию - F#, C#, тут можно хитрее..."
малую терцию? но f# и c# - не малая терция. Или имеется ввиду, что гитара играет терцию на каждый из этих двух аккордов? т.е. f# и A, и С# и E ?
ну так вот в данном случае гитара не играет таких терций, но как раз такие ноты в вокальной партии приходятся на первую долю соответствующих тактов, если мне память не изменяет.
в общем я понял, это всё не имеет отношения к теме, откуда взялась D#, но относится к теме "как сделать так же (или лушче
) в своей песне"
"Также гитара может играть просто малую терцию - F#, C#, тут можно хитрее..."
малую терцию? но f# и c# - не малая терция. Или имеется ввиду, что гитара играет терцию на каждый из этих двух аккордов? т.е. f# и A, и С# и E ?
ну так вот в данном случае гитара не играет таких терций, но как раз такие ноты в вокальной партии приходятся на первую долю соответствующих тактов, если мне память не изменяет.
в общем я понял, это всё не имеет отношения к теме, откуда взялась D#, но относится к теме "как сделать так же (или лушче
) в своей песне"
Просто надо мозг немного подключать, а не абсолютно тупо картиночки подбирать.
Надо понимать, что что все эти пять картинок суть одно и тоже, то есть каждая последующая картинки, есть обращение предыдущей, и так далее, соответственно первая картинка есть обращение пятой картинки и так по кругу
Далее должно быть понятно, что если например взять первую картинку и её играть с первой ноты/ступени, то получиться дорийский минор от первой ступени (то есть первая ступень тоника), если играть эту же первую картинку, но от 4-той ноты/ступени. то получиться миксолидийский мажор от 4-той ступени (то есть 4-ая ступень тоника), если играть от седьмой то будет натуральный мажор от 7-ой (седьмая тоника).
То есть суть картинка описывает структуру всех возможных ладов (точнее модальных ладов, про искусственные лады не заморачивайтесь).
>gidroga , картинки хороши, но я так и не понял, каково их приложение в жизни. ну вот в данном случае ("гитарист приносит песню с f#m, b, e7 и тд - как прийти к шагающей бас-партии Пола самому?")
>ну я вроде внимательно читал твои инструкции - построить квинты от всех этих аккордов и смотреть на какой рисунок больше всего похоже. А если ни на какой не похоже? или похоже в одинаковой степени на два?
Михаил Тэ: всё правильно, составляешь тоники и доминанты и смотришь на какую картинку похоже, если похоже на две (смежных! иначе быть не может) картинки, значит играешь обе картинки.
В конце концов, ещё раз, все пять картинок суть одно и тоже, абсолютно те же ноты, только в другой позиции на грифе.
Надо понимать, что что все эти пять картинок суть одно и тоже, то есть каждая последующая картинки, есть обращение предыдущей, и так далее, соответственно первая картинка есть обращение пятой картинки и так по кругу
Далее должно быть понятно, что если например взять первую картинку и её играть с первой ноты/ступени, то получиться дорийский минор от первой ступени (то есть первая ступень тоника), если играть эту же первую картинку, но от 4-той ноты/ступени. то получиться миксолидийский мажор от 4-той ступени (то есть 4-ая ступень тоника), если играть от седьмой то будет натуральный мажор от 7-ой (седьмая тоника).
То есть суть картинка описывает структуру всех возможных ладов (точнее модальных ладов, про искусственные лады не заморачивайтесь).
>gidroga , картинки хороши, но я так и не понял, каково их приложение в жизни. ну вот в данном случае ("гитарист приносит песню с f#m, b, e7 и тд - как прийти к шагающей бас-партии Пола самому?")
>ну я вроде внимательно читал твои инструкции - построить квинты от всех этих аккордов и смотреть на какой рисунок больше всего похоже. А если ни на какой не похоже? или похоже в одинаковой степени на два?
Михаил Тэ: всё правильно, составляешь тоники и доминанты и смотришь на какую картинку похоже, если похоже на две (смежных! иначе быть не может) картинки, значит играешь обе картинки.
В конце концов, ещё раз, все пять картинок суть одно и тоже, абсолютно те же ноты, только в другой позиции на грифе.
>>малую терцию? но f# и c# - не малая терция
>ошибся музофоб
Утро понедельника... Клинит чего-то... Извините, пока пост редактировал несколько раз - ошибся. Имелась ввиду малая терция F# A. Читать так:
Также гитара может играть просто малую терцию - F#, A, тут можно хитрее, можно пообыгрывать (кроме нашей любимой тоники) C# (пятая ступень минорного лада, получится устойчивая квинта), D (шестая, получится аккорд D мажор, D-F#-A), D# (повышенная шестая, менее устойчивое уменьшённое трезвучие D#-F#-A). В скобках - ноты, взятые одновременно, а не аккорды.
Имелось ввиду следующее. Если гитара играет одновременно ноты F#, A, то ты можешь играть свободнее, "достраивая" эти две ноты до аккорда своей басовой нотой снизу. И привёл пример трёх разных созвучий. И вообще, если гитара играет даже полное минорное трезвучие, всегда можно обыграть его по-разному, допустим, первый такт - натуральный минор, второй такт - дорийский минор - в зависимости от того, что нужно в песне по настроению.
>>как из последовательности аккордов узнать лад
>смотришь на трезвучия,из них составляется лад
Ну да, вроде того.
Только необязательно должен быть только один лад во всей песне. Часто используются несколько, попсовый пример: Em, Am, H7, Em, тут на первых двух аккордах обыгрывается натуральный минор, на третьем - гармонический минор, и на четвёртом - опять натуральный минор.
Так и с пресловутым дорийским минором - чувствуешь, что надо, - и обыгрываешь не (ноты натурального лада) E, F#, G, A, H, C, D, E, а (ноты дорийского лада) E, F#, G, A, H, C#, D, E.
>ошибся музофоб
Утро понедельника... Клинит чего-то... Извините, пока пост редактировал несколько раз - ошибся. Имелась ввиду малая терция F# A. Читать так:
Также гитара может играть просто малую терцию - F#, A, тут можно хитрее, можно пообыгрывать (кроме нашей любимой тоники) C# (пятая ступень минорного лада, получится устойчивая квинта), D (шестая, получится аккорд D мажор, D-F#-A), D# (повышенная шестая, менее устойчивое уменьшённое трезвучие D#-F#-A). В скобках - ноты, взятые одновременно, а не аккорды.
Имелось ввиду следующее. Если гитара играет одновременно ноты F#, A, то ты можешь играть свободнее, "достраивая" эти две ноты до аккорда своей басовой нотой снизу. И привёл пример трёх разных созвучий. И вообще, если гитара играет даже полное минорное трезвучие, всегда можно обыграть его по-разному, допустим, первый такт - натуральный минор, второй такт - дорийский минор - в зависимости от того, что нужно в песне по настроению.
>>как из последовательности аккордов узнать лад
>смотришь на трезвучия,из них составляется лад
Ну да, вроде того.
Только необязательно должен быть только один лад во всей песне. Часто используются несколько, попсовый пример: Em, Am, H7, Em, тут на первых двух аккордах обыгрывается натуральный минор, на третьем - гармонический минор, и на четвёртом - опять натуральный минор.
Так и с пресловутым дорийским минором - чувствуешь, что надо, - и обыгрываешь не (ноты натурального лада) E, F#, G, A, H, C, D, E, а (ноты дорийского лада) E, F#, G, A, H, C#, D, E.
Простой пример в тему. Тональность Em, ми-минор, субдоминанта в нём - Am, ля-минор, но не простой, а волшебный, т.к. обыгрывать по чесноку надо не (ноты) --ля, си, до, ре, ми, ФА, соль, ля--, а то же с нотой ФА-диез, т.к. в тональности ми-минор ноты фа нет, а есть нота фа-диез, и она там лучше звучит. Получается (встречаем!!!) дорийский минор.
Просто когда это играют пацанским боем на акустике - играют только по три разных ноты одновременно, именно основные ноты аккорда. Вот и получается, что в тональности ми-минор при обыгрывании ля-минора нота фа-диез ("неверная" для натурального ля-минора) просто не используется, но подразумевается.
Просто когда это играют пацанским боем на акустике - играют только по три разных ноты одновременно, именно основные ноты аккорда. Вот и получается, что в тональности ми-минор при обыгрывании ля-минора нота фа-диез ("неверная" для натурального ля-минора) просто не используется, но подразумевается.
Ребят, как я понимаю, просто достаточно знать какие аккорды на каких ступенях строятся? Уметь играть гамму от любой ступени и т.п. + частые используемые отклонения (как например та же повышенная 6 в миноре, или 7).
А вообще, конечно, надо взяться за гармонию. Там все-таки не так все просто.
Вот кто-то тут обронил фразу про беркливский учебники по гармонии или импровизации. А отсюда по-подробней можно?
Там понятней написано? Просто еще такой вопрос, немного дилетансткий - классическая гармония это одно, а джазовая, роковая и т.п. - все-таки немного другое, наверное. Понятно, что суть одна, но все же...Хотя по примерам.
Короче посовеуйте какой-нибудь учебник по гармонии, чтобы попроще что-ли. И желательно с примерами не из классики, а из эстрадно-джазовых произведений.
А вообще, конечно, надо взяться за гармонию. Там все-таки не так все просто.
Вот кто-то тут обронил фразу про беркливский учебники по гармонии или импровизации. А отсюда по-подробней можно?
Там понятней написано? Просто еще такой вопрос, немного дилетансткий - классическая гармония это одно, а джазовая, роковая и т.п. - все-таки немного другое, наверное. Понятно, что суть одна, но все же...Хотя по примерам.
Короче посовеуйте какой-нибудь учебник по гармонии, чтобы попроще что-ли. И желательно с примерами не из классики, а из эстрадно-джазовых произведений.
>всё что вы написали правильно, но это не ключ именно к гармоническому мышлению. чел должен понять что /например Ам это тоника Н7- двойная доминанта Е- доминанта F- шестая ступень С- третья Dм- суб доминанта и так далее/ в любой тональности. главное определить в какой момент звучит та или иная ступень.поймёт это тогда всё придёт, не поймёт тогда надо с музлом завязывать
Перевожу и подытоживаю. Обычно аккорды в разных тональностях строятся на одних и тех же ступенях и по одним и тем же правилам. (Ступени - это те же ноты гамм, которые мы все гоняем, высчитать номер не так сложно, если тонику принять за I ступень.) Так, в минорной тональности трезвучие от IV ступени будет почти всегда минорным, а от VI - мажорным. И в мажорной, и в минорной тональностях от II ступени должен строиться минорный аккорд. (Но обычно используют мажорный, примеры - темка из фильма Ва-Банк, Либертанго А.Пьяцоллы, поправьте, если я ошибаюсь.)
Пример №1, блюз - если тональность Em, то играем вначале Em, потом Am (минорное трезвучие от IV ступени ми-минора), если тональность Gm, то играем вначале Gm, потом Cm (минорное трезвучие от IV ступени соль-минора). И так далее. Простейший блюз:
I I IV I
IV IV I I
V IV I I
Пример №2, рок и академ, в скобках номер ступени и вид трезвучия, мажорное или минорное:
Раёны (I минор) кварталы (VI мажор) жилые (V мажор) массивы (I минор)
я (VI мажор) ухожу (IV минор), ухожу (V мажор), красивый (I минор).
Такие же функции используются в ноктюрне Ф.Шопена До-минор, №13 (не помню опус), первые 4 такта. Этот ряд безумно популярен у рокеров. Встречается такая вариация: I минор, VI мажор, IV минор, V мажор.
Пример №3, квартово-квинтовый круг, чуть искажённый. Сейчас обычно используется в джазе. Здесь движение баса идёт по квартам вверх (либо по квинтам вниз, это монописсуально):
I (минор), IV (минор), VII (минор), III, VI, (и тут вставляем отрывок из нашего любимого примера №2) IV, V, I.
_______
Если выучить эти закономерности - то врубание в гармоническую секту станет намного проще. Я играю почти всегда на "закрытых" струнах, т.н. боксами или паттернами, и часто не знаю ноту, какую обыгрываю в данный момент (недоучил гриф), но всегда чётко представляю, в какой я тональности, какую ступень (по номеру) обыгрываю и каким ладом.
Также надо запомнить основные отступления от правил, хорошо звучащие, например, в тональности Em сыграть не Am, ля-минор, а A, ля-мажор, обычные для блюзов старых, в той же тональности можно сыграть аккорд F, фа-мажор (либо Am/F), вспомним упомянутый пример из Вабанка и Либертанго - II мажорная ступень вместо минорной (вводная перед следующим аккордом от V ступени, т.к. там гармония в том месте - I, II, V, I) и т.д.
[:\\/\\/\\/\\:]
Перевожу и подытоживаю. Обычно аккорды в разных тональностях строятся на одних и тех же ступенях и по одним и тем же правилам. (Ступени - это те же ноты гамм, которые мы все гоняем, высчитать номер не так сложно, если тонику принять за I ступень.) Так, в минорной тональности трезвучие от IV ступени будет почти всегда минорным, а от VI - мажорным. И в мажорной, и в минорной тональностях от II ступени должен строиться минорный аккорд. (Но обычно используют мажорный, примеры - темка из фильма Ва-Банк, Либертанго А.Пьяцоллы, поправьте, если я ошибаюсь.)
Пример №1, блюз - если тональность Em, то играем вначале Em, потом Am (минорное трезвучие от IV ступени ми-минора), если тональность Gm, то играем вначале Gm, потом Cm (минорное трезвучие от IV ступени соль-минора). И так далее. Простейший блюз:
I I IV I
IV IV I I
V IV I I
Пример №2, рок и академ, в скобках номер ступени и вид трезвучия, мажорное или минорное:
Раёны (I минор) кварталы (VI мажор) жилые (V мажор) массивы (I минор)
я (VI мажор) ухожу (IV минор), ухожу (V мажор), красивый (I минор).
Такие же функции используются в ноктюрне Ф.Шопена До-минор, №13 (не помню опус), первые 4 такта. Этот ряд безумно популярен у рокеров. Встречается такая вариация: I минор, VI мажор, IV минор, V мажор.
Пример №3, квартово-квинтовый круг, чуть искажённый. Сейчас обычно используется в джазе. Здесь движение баса идёт по квартам вверх (либо по квинтам вниз, это монописсуально):
I (минор), IV (минор), VII (минор), III, VI, (и тут вставляем отрывок из нашего любимого примера №2) IV, V, I.
_______
Если выучить эти закономерности - то врубание в гармоническую секту станет намного проще. Я играю почти всегда на "закрытых" струнах, т.н. боксами или паттернами, и часто не знаю ноту, какую обыгрываю в данный момент (недоучил гриф), но всегда чётко представляю, в какой я тональности, какую ступень (по номеру) обыгрываю и каким ладом.
Также надо запомнить основные отступления от правил, хорошо звучащие, например, в тональности Em сыграть не Am, ля-минор, а A, ля-мажор, обычные для блюзов старых, в той же тональности можно сыграть аккорд F, фа-мажор (либо Am/F), вспомним упомянутый пример из Вабанка и Либертанго - II мажорная ступень вместо минорной (вводная перед следующим аккордом от V ступени, т.к. там гармония в том месте - I, II, V, I) и т.д.
[:\\/\\/\\/\\:]
>просто достаточно знать какие аккорды на каких ступенях строятся? Уметь играть гамму от любой ступени и т.п. + частые используемые отклонения
Типа того, только не "частые", а все, их не так много:
1) варианты мажорной гаммы (берущиеся от её разных ступеней),
2) гармонические и мелодические минор и мажор,
3) целотонная гамма (ей обыгрывают увеличенное трезвучие типа E-G#-C) и тон-полутон (для обыгрыша уменьшенного трезвучия A-C-Eb)
4) блюзовая гамма - почти хроматическая.
Ммм, самое сложное - научиться всё это применять в тему.
Типа того, только не "частые", а все, их не так много:
1) варианты мажорной гаммы (берущиеся от её разных ступеней),
2) гармонические и мелодические минор и мажор,
3) целотонная гамма (ей обыгрывают увеличенное трезвучие типа E-G#-C) и тон-полутон (для обыгрыша уменьшенного трезвучия A-C-Eb)
4) блюзовая гамма - почти хроматическая.
Ммм, самое сложное - научиться всё это применять в тему.
>в той же тональности можно сыграть аккорд F, фа-мажор (либо Am/F), вспомним упомянутый пример из Вабанка и Либертанго
"ТАКЖЕ вспомним", это не пример к аккорду F, это уже третий пример; F в тональности Em находится на II пониженной ступени (разница с тоникой в полтона), а аккорд из темки из ВаБанка и из Либертанго - на II обычной (разница с тоникой в тон).
"ТАКЖЕ вспомним", это не пример к аккорду F, это уже третий пример; F в тональности Em находится на II пониженной ступени (разница с тоникой в полтона), а аккорд из темки из ВаБанка и из Либертанго - на II обычной (разница с тоникой в тон).








