как бас должен звучать относительно бас бочки и всей барабанной установки в целом? интересуют разные стили музыки, если есть какая либо литература - ссылки привествуюца
я когда на барабанах играла, перед тем, как предложить свой ритм в новой песне, слушала вариант бас партии.
мой личное мнение, доказанное кое каким опытом - бас бочка и бас гитара должны идти синхронно. рисунок бас бочки должен повторять рисунок баса хотя бы частично, ато такая каша получается иногда..
мой личное мнение, доказанное кое каким опытом - бас бочка и бас гитара должны идти синхронно. рисунок бас бочки должен повторять рисунок баса хотя бы частично, ато такая каша получается иногда..
и с этим согласна. одним словом - нужно, что бы бас гитара и басовые части барабанов (альты, томы и бас бочка) шли в унисон.
в одной из моиз прошлых групп басист играл нечто своё. я всё пыталась под него подстраиваться, просила его, чтоб он так не делал. а ему толи пофиг, толи он тупой был. и группа на мои слова тоже внимания особо не обращала. играем панк - пофигу. делаем что хотим. анархия - мать порядка.
вот вам и анархия. слушать это было невозможно.
в одной из моиз прошлых групп басист играл нечто своё. я всё пыталась под него подстраиваться, просила его, чтоб он так не делал. а ему толи пофиг, толи он тупой был. и группа на мои слова тоже внимания особо не обращала. играем панк - пофигу. делаем что хотим. анархия - мать порядка.
вот вам и анархия. слушать это было невозможно.
дело всё в том, что мы записали демо и послушав его я ужаснулся, что иногда опора баса практически сходит на нет, это немного режет ухо, хотелось бы достичь гармонии с барабанером
в общем вот вам ссылка, у кого есть время и желание может сам послушать и дать совет
http://www.rockgeroy.ru/view/songs/4971.html
в общем вот вам ссылка, у кого есть время и желание может сам послушать и дать совет
http://www.rockgeroy.ru/view/songs/4971.html
Общая лексика. Мюллер (EN-RU)
groove
1. n
1) желобок, паз; прорез, канавка
2) рутина; привычка;
to get into a groove войти в привычную колею;
to move (или to run) in a groove
а) идти по проторённой дорожке;
б) идти своим чередом
3) нарез (винтовки)
4) тех. ручей, калибр
2. v
1) желобить, делать пазы, канавки
2) сл. наслаждаться (чем-л.)
groove
1. n
1) желобок, паз; прорез, канавка
2) рутина; привычка;
to get into a groove войти в привычную колею;
to move (или to run) in a groove
а) идти по проторённой дорожке;
б) идти своим чередом
3) нарез (винтовки)
4) тех. ручей, калибр
2. v
1) желобить, делать пазы, канавки
2) сл. наслаждаться (чем-л.)
"ух, вчера на репе посидели, подумали хорощенько, обмёрзли как собаки в этом гараже и поняли, одно, что ху*рить над так как тебе нравицо (если сам чувствуешь общий ритм конечно) в словах быть попроще, а в проигрышах, зарубах, привепав давать стране угля как говорится (*"
А потом эти люди идут играть в клубы и жалуются на то, что звукачи - казлы.
А потом эти люди идут играть в клубы и жалуются на то, что звукачи - казлы.
ыыыы. Читал когда-то, искал фпоезге, а нашел у себя в "Моих Документах":
Rock (Ortodox Rock, Punk Rock, Hard Rock)
Стиль Rock по своей ритмической структуре обычно прост и "ненаворочен" ни синкопами ни пунктирным ритмом. Обычно это 8-битный двухтактовый ритм в размере 4/4. Барабаны подчёркивают сильную долю и играют мощно. Рок чаще "пронизывает" пульсация 8-ми же нотами/паузами. Из-за свой ритмической простоты привлекая как правило начинающих меломанов, для которых эти ритмы понятны, по слушательски читаемы.Здесь часто употребляется выражение "качает". Чтобы ритм секция в стиле Rock "качала", партия баса сильно привязана к рисунку бас-бочки. Партия строится по схожей ритмической формуле. Практически всегда акцентируются 1-я сильная доля, иногда 3 -относительно сильная.(Напомню что размер 4/4 является по определению "сложным" и состоит из двух простых размеров 2/4+2/4, отсюда на третьей доле и возникает "относительно сильное время). Басист, как правило строит свою линию максимально приблежённо к рисунку бас-бочки,с небольшими отклонениями от её рисунка. На 4 четверти часто рисунок не совсем совпадает с бас-бочкой, как бы обыгрывая его и подходит к "сильной" доле и уже в этом моменте "напрашивается" новый цикл с акцентированием 1 доли.
Такое взаимодействие даёт своеобразный эффект слаженной системы,"машины" которая и предпологает "качать". Темп обычно либо медленный либо средний. Характер исполнения подчёркнуто мощный. И чем слаженнее система и ритмически точна, с чётко исполненными акцентироваными ударами( звуками баса) тем более этого "качания".
Что касается гармонии. Rock может прекрасно существовать и на одном аккорде. Разнообразие придают сольные "голоса" (соло-гитара,клавишные). Клавишные по большей части тоже относятся здесь к ритм группе и партия состоит из аккордов,риффов поддерживающую структуру композиции, но и солирует более свободными от ритмики баса/ударных придавая музыке более интересную фактуру. Выделяют также 2-х аккордовый Rock. Но не менее часто используется гармония из 3-4 аккордов где аккорд исполняется на сильную долю реже на "слабую" восьмую.
Что касается баса. Здесь практически всегда на 1-ю долю играется тонический звук аккорда. Стиль подчёркнуто-предсказуем, что и делает его таким популярным у самого разного слушателя. Партия баса строится учитывая строение аккорда и использует на сильное время либо тонический(реже квинтовый или терцовый звук аккорда) . В конце такта или в конце цикла из 2( реже 4 тактов) басовая линия несколько усложняется играя фигуру которая последним своим звуком, обычно явно тяготеет к тонике.
Желая исполнить композицию в классическом,традиционном стиле следует избегать использования ритм групп с другим типом пульсации (триоли квинтоли,16-ноты) если играется 8-ми битный Rock. Такие "изыски" придадут исполнению ненужные детализацию,часто приводящии к сбивающим естественность, фигурам,портя общую простоту, за которой скрывается "драйв" и мощь рока.
Но в менее традиционным исполнение выход на тонику, на 1 сильную долю исполняется с использованием более сложных фигур,иногда с "чужеродной" пульсации (триоль в контексте 1/4-х и 1/8-х нот)
Басовая линия предпочтительна "зацикленная" то есть повторяющаяся, не развиваясь дальше на протяжении куплета или припева.
Неаккордовые ноты применять на слабые доли и отстоящие от тоники на интервал не более "большой секунды" (1 тон).
Линия баса должна быть запоминающейся, яркой, в чём то предсказуемой, ожидаемой. Нередко партия баса банально играет пульсацию 8-ми нотами по тоникам аккордов. В этой простоте кроется на самом, деле вполне осознанная задача. Стиль по своей сути несколько вводит в "транс" слушателя из-за повторяющего грува,неотвлекающего внимание от слаженности игры ритм-секции.
Именно по этому композиции в этом стиле воздействуют на психику так, что ничто не отвлекает слушателя непосредственно от сути этой музыки. В этом стиле любят исполнять "шаманские" песни, основу для ,также не очень расношёрстной соло партии, позволяя воспринимать слушателем не только всю фактуру музыки но и каждый инструмент, каждый солирующий голос. Ритм-секция ,как бы уже не слушается сознанием.Простота в этом случае переключает внимание на вокал исполнителя и сольные моменты.
Fast Rock (Быстрый рок) не имеет существенных отличий от вышесказанного, здесь преимущественно 16-битное исполнение или те же 8-бит.
На основе "быстрого рока" с применением обработок типа дисторшн на гитары иногда овердрайв на бас выделяется целый ряд стилей объединённых термином Heavy Metal. Здесь большое внимание уделяют напору, жёсткости, более сильные акценты как в басу так и в ударных. Здесь "драйв" и мощность исполнение достигается помимо уже сказанного усложнением партии ударных и баса, больше в сторону виртуозного исполнения 8,16-х нот в быстром темпе. Характерен в ритмической ткани фигура состоящая из восьмой ноты и двух шестнадцатых (так называемый "галоп" аналогично одноимённому виду бега лошади) типичный пример группа Iron Maiden. Гармония выстраивается более мрачной, "инфернальной". В партии баса зачастую используют дисонансы(тритон,секунды), тем самым делая музыку для впечатления, менее безоблачной, мрачной и пафосной. Используется ударная установка с двумя бочками и педалью ("кардан") позволяющей играть двумя ногами. Из-за этого партия бас-бочки чем то напоминает временами "автоматные очереди" а басовая линии(зачастую используется для скорости медиатор) стремительным движением также исполняется в унисон с бас-бочкой.
Вообще в качестве отступления, хотелось бы сказать почему такая тесная связь образуется именно между бас-бочкой и бас-гитарой. Звук получаемый на этих инструментах распологается в одном "низком" частотном диапозоне сильно отличаясь от малого барабана ("ведущий") и том-томов(которые врочем по частотам несколько ближе к бас-бочке чем "малый барабан" звук которого назодится в среднем регистре относительно регистра бас-бочки. В базисном стиле Heavy metal существуют достаточно много,под-стилей в которых добавляются свои варианты звучания и строения партии. Но всё таки в целом традиции построения ритмической составляющей опять таки по большому счёту едины и были описаны выше.
Также хотелось бы упоминeть. а так называемых "сплавах" Рока и кардинально других стилей (Jazz, Latin, Funk). Но в этом эти стили оказывают сильное влияние на полученный симбиоз, и обсуждение этих подстилей разумно продолжить после рассмотрения вышеперечисленных стилей и некоторых других. Фантазия современного музыкального мира, "исчерпавшего" все варианты воисстину порой впечатляет,а иногда уже "не слушается" если гдето происходит логическое противоречие рушащее понимание музыке. Ведь не все эксперименты с ритмами оказываются удачными.Немногим удаётся сделать одновременно необычный сплав стилей, но и слушабельный.
Blues- это следующий стиль о котором, я также хотел бы сказать, не в двух словах .
Здесь тоже наблюдается различия в под-стилях (архаический блюз, городской, блюз-рок,12-ти тактовый джаз-блюз.
Остановимся на вариантах блюза больше похожих на Rock нежели на Jazz.
По ритмическому построению много схожего. Та же ритмической простота, "отмечание" сильной доли, достаточно тесная связь линии баса и бас-бочки. Оригинальность и "своё лицо" в Blues выражается в музыкальной составляющей. Бас партия впринципе схожа с роковой но чаще используются приёмы "хаммер-он", "слайды", "вибрато". Особенно выразительны отличия в партиях других голосов.
Широко используется звукоряд блюзовой гаммы. Гармония в блюзе изобилует септаккордами(в основном это малый мажорный септаккорд.пример - C7 - До -Ми-Соль Си бемоль). Использование септаккордов придают блюзу своеобразную окраску "вопросительныю", "недосказанныю",противоречивую и использование в аккордах надстройку в виде малой септимы некоторый грустный, философско-неоднозначный ход музыки в отличие от "однозначного" мажорного трезвучия.
Это восе неслучайно. Блюз-изначательно музыка подневольных афро-американцев и смысловая нагрузка, текст и музыка отражает невесёлую, но в тоже воемя непадающую духом, ироничную окраску. Для блюза характерна форма AAB в тексте.
Например :
"Деньги на нуле, и девка бросила меня.."
"Деньги на нуле, и дрянь бросила меня"
"Но в сущности наплевать, когда есть пиво и блюз!"
Для блюза характерно обращение к субдоминанте. Пример (блюз в "до")За тоническим Аккордом С(либо С7) следует аккорд F(F7) затем возвращение в тонику С,часто используется также и доминантный аккорд.
Приведу типичный пример 4-х тактовой блюзовой гармонии в 4/4 - С7/C7/G7F7/C7 или ещё проще С7/F7/C/C7.
е могу упоминуть о так называемой "блюзовой" малой терции входящую в звукоряд "блюзовой" гаммы
При таком ладовом варианте обыгрывания гармония написаная в мажоре при обыгрывание и опевании(с использованием "блюзовой" терции) звучит и не весело и не грустно, так и говорят "по блюзовому"
Немного реже исполняет минорный блюз. Этого часто уже и не надо. Гармония написанная в мажоре, обыгрывается по сути минорной(из-за наличия малой терции в звукоряде) полухроматической блюзовой гаммой.
В басовой линии Blues совсем необязательно использовать малую септиму. Часто наличие её в аккорде достаточно для придания соответствующей "блюзовой" окраске и зачастую бас обыгрывает аккорд, так как если бы это было трезвучие. В партии баса также приветствуется ритмическая простота, тесная связь с бас бочкой но не такая тесная как в роке. Бас чуть чаще бывает более мелодичен, при этом не теряя своей ритм-функции.
Джаз-блюз представляет собой гораздо более сложную гармонию, наиболее часто 12-тактовую( иногда 24-х тактовую,8-ми тактовую). Движения баса в этом подстиле ведётся четвертями в быстрых темпах почти всегда.И для быстрого темпа характерна "хроматичность" партии. То есть, не используются интервальные скачки больше секунды, иногда малой терции. И партия как бы соединяет акордов подходя к каждому на растоянии 0,5 тона, 1 тон. Но в 3 части гармонии(разобьём условно 12 тактовую гармонию на три части по 4 такта в каждом) в основном в 11-12 тактах происходит "развязка" в этих тактах часто по 2 аккорда в каждом.Эти такты образуют так называемую "вертушку".Смысл её в том что исполнять её можно сколько угодно, каждый раз не переходя на первый (тонический) такт. Тем самым создаётся напряжение из-зи того что каждый раз не происходит разрешения в тонику. Но делается это далеко не всегда, скорее это характерно для обычного не Jazz-Blues. В Jazz Blues гармоническая 12-ти тактовая сетка остаётся неизменной и этот цикл может повторятся от 2 раз до десятка "квадратов".
В средних темпах линия баса строится уже не только четвертями. Характерно "сбросы вниз" чаще восьмой триолью. Но схраняется подвод к тоническому звуку. "Развязка" изобилует широкими интервальными скачками.
В медленных темпах 12-тактового блюза ещё более разноплановая ритмика.
Для всех темпо-видах Jazz-Blues можно выделить основные, стилеуказывающие и просто характерные моменты исполнения, а именно:
1.Переход гармонии в 5 такте к субдоминантовому(отстоящему на чистую кварту от тоники) аккорду, именно этот момент часто является достаточным в определении стиля как Blues
2. Частое использование четвертей (преимущественное)
3. Подвод линии баса к следующему аккорда,путём использования звука отстоящего от тоники следующего аккорда на секунду(0.5 тона, 1 тон) гораздо реже используются другие интервалы. Это либо в 11,12 такте или же при медленном темпе.
4. Характерно использование в гармонии часто в 6 такте уменьшенного септаккорда ( пример - F#-Ля-До-Ми бемоль) септимовый звук которого образует с тоникой аккорда интервал в 4,5 тона но являющимся по правилам построения интервалов уменьшенной септимой, хотя по звучанию аналогичен большой сексте)
5. Наличие и использование десятков вариантов блюзовой сетки в одной тональности.
На этом закончу краткое ознакомление с Blues и прейду к некоторым другим стилям.
Funk.
Наверняка даже при одном упоминании этого стиля музыки, у многих уже настроение улучшается, появляетсь бодрость, хорошее с готовностью к физически-активному ритму жизни, настроение. Это неспроста. Стиль Funk также пришедший к нам из стана афро-американцев или грубее говоря негров, характерен своей ритмичностью, зачастую весьма изысканной, синкопированые моменты в гармонии,линии баса, в партиях других инструментов.
Его особо почитает "слепперы" ведь этот приём звукоизвлечения, естественнен и слушабелен в этом стиле.
Рассмотрим самый пожалуй популярный 16-битный фанк.
16-битный фанк "пронизывает" пульсация 16-ми нотами и партия баса часто состоит из фигур на основе 16-х нот. Здесь ритмика настолько разнообразно что выделить можно лишь несколько моментов.
Характерно начало "квадрата" с так называемой "двойки" либо это две восьмые ноты, либо две шестнадцатые начинающиеся с сильной доли а после восьмая пауза. Часто и заканчивается Funk композиция этой же "двойкой" на превом такте квадрата.
Для фанка характерны паузы на сильных долях к примеру 16-я пауза затем три 16-е ноты или фигура состоящая из 16-й паузы-16-й ноты-16-й паузы-16-й ноты и много других самых разных ритмических фигур(здесь и пунктирный ритм (восьмая нота с точкой(продевающая восьмую ноту в 1,5 раза) и 16-нота и другие ритм фигуры.
Взаимодействие с партией ударных более вольно, здесь нет явного унисона. Музыканты ритм-секции времнами тесно "вяжут" ударные и бас ,а иногда играют в "разрез" почти "параллельно".
Для слепперов есть негласное правило. Удар большим пальцем (Tumb или Slap) производится вместе с бас-бочкой а "подцеп" (Pop) на слабую долю в унисон с "малым". Это правило не 100% но часто именно его соблюдение позволяет ощущать целостность ритм секции в Фанке.
Партия баса исполняемая пальцами также как и в "слэповом варианте" позволяет ощутить ритмическую пульсацию играя одинаковыми(16-ми) длительностями части композиции. В стиле Funk нередко используются "обработки", "примочки" (приставки преобразующие сигнал в соответствии с видом "примочки"). "Квакушки" (wah-wah) в основе которой лежит принцип преобразования сигнала Flanger,"Хорусы" (Chorus), "примочки" являющиеся по сути несколько полосным эквалайзером и др. приставки преобразования звука в реальном времени.
Reggae.
Reggae-интереснейший для ритм-секции стиль музыки родом с Ямайки в основе которого лежит более простой (?) стиль Ska, о котором тоже будет сказано в этом абзаце.
Интересен он прежде всего именно ритмически. Этот стиль требует высокого уровня ритмики (впрочем как и выше затронутый в обзоре Funk). В "реггей"или как другие произносят "регги" характерны паузы на сильных долях и намеренно акцентируемые "слабые" доли. Reggae чем то напоминает мне Funk. Та же "прозрачная связь" в ритм секции (отсутствует жёсткий унисон) ритмические фигуры разнообразны, нередко 8-битные фигуры (бинарной пульсации,кратной 2) сменяют триольные фигуры (тернарной пульсации, кратные 3). И этот момент (смена пульсации на принципиально иную, как известно 2 делённое на 3 даёт иррациональное число) вызывает у слушателя особые впечатления, неожиданные,эффектные придающие стилю Свободу,которая лежит в основе движения "растаманов" последователей культа Раста и музыки регги. На Ямайке ещё и сенсимилью, прочем не имеющую к музыке, никакого отношения,поэтому с исключением этой составляющей стиль Reggae остаётся стилем Reggae (ортодоксы растаманства могут оспорить это замечания, но я говрю это музыкантам,а не религиозным структурам)
Так вот Reggae, Донесла с острова Ямайка "солнечную", позитивную гармонию, ориентирами которой являются спокойствие, умиротворённость, позитивность,радость, оптимизм. Хотя везде есть свои исключения. Калининградская группа К.О.Т.(Комитет Охраны Тепла) с её бесменным лидером Олди, являет собой достаточно мрачную музыку пронизанную болью и разочарованием, и каким то подобием оптимизма. Я бы сказал этакий "декаданский оптимизм". Тем не менее лично я с большим уважением отношусь к этой несомненно reggae-группе (этакое северное регги) за честность, открытость и трагизм, пусть временами и несколько преувеличенный. Хотя для лидера К.О.Т. субъективно всё так и есть, по видимому.
Коронованой особой в Reggae является Bob Marley, который своим творчестом вознёс реггей к мировой музыке и его творчество получило огромный резонанс во всём в мире в конце 70-х начале 80-х годов. Характерна и ранняя смерть поэта и музыканта. Характерно всмысле глубоко символична. Он умирал от рака и до конца своих дней сохранял улыбку, тепло и доброту, тем самым являя собой пример и растамана и классического исполнителя Reggae, человека не злого, но смелого, улыбающегося, но чутко чуствую трагизм некоторый событий в мире. О чём и были многие его песни. Без знания моральных принципов reggae исполнителей, без осознания главенства любви невозможно играть классический Reggae. Такой каким его видели и Боб Марли и Пит Таушенд и Блэк Ухуру.
Ситль Ska- это своего рода сплав рока и регги. Ритмическое построение проще, но и здесь сохраняется манера исполнения "off beat" то есть на слабую долю. Характерная ритмоформула баса в Sка- квадрат из двух тактов в размере 4/4 ( 1/4 нота, 1/4 нота, 1/4 нота,1/4 пауза, второй такт 1/8 пауза,1/8 нота,1/8 пауза,1/8 нота,1/4 нота,1/4 нота) как видно из этого типичного для ска ритма приём "off beat" используется во 2 такте reggae "квадрата". Для стиля Ska характерна духовая секция состоящая из нескольких, труб,тромбонов,большой трубы и некоторые другие "медные духовые инструменты"(Brass-section)
Shuffle
тот стиль представляет собой триольный Rock. То есть в партии баса и ударных характерны триольные фигуры. Самая часто использующая, основная (которая в своём повторении образует Shuffle пульсацию, хотя по большому счёту пульсация просто восьмая триоль) Эта фигура под знаком триоль - четверть и восьмая (играется первая нота на счёт 1,2 из 3-х вторая на счёт 3)
Фигура похожая на уже вышеописанный пунктирный ритм- восьмая с точкой +16-я.
Часто стиль именуют Shuffle-Rock. В этом стиле явно прослеживается влияния стиля Rock. Его мощь, акцентирование сильной доли, тесная связь линии баса и партии ударных. Здесь важно слушать не сколько бочку сколько ритмическую тенденцию всего состава. В этом стиле довольно таки часто используется унисон звучание не только ритмических построений но и унисон мелодический.
Басовая линия часто в развязке филигранно, тоже триольными фигурами,подводит к началу нового "квадрата". Здесь как и в роке чёткое разделение куплета и припева как в гармонии так и в манере басовой линии.
Несомненно некоторое воздействие на становление этого стиля оказал Jazz с его триольной пульсацией и триольными фигурами.
И так названная "основная" фигура в Shuffle очень часто используется в некоторых подвидах джаза. А это особый разговор. Который я бы хотел рассказать в завершающей части этой статьи.
(стиль)-Ballad (Rock-ballad, Art Rock ballad)
Баллада это не отдельный стиль.Но я считаю важным отдельно рассказать об этом виде композиции. Баллада может быть практически в любом стиле. Это Характер композиции. Как правило медленный темп, эпическое повествование, лирика, нежный пафос любви, романтика. Эти чувства, настроения характерные для Баллады добавляют в любой стиль поэтики, мягкости.
Соответствено исполнять Балладу надо легко не изобиловать грубыми унисонами, использовать тонко построенные линии баса, передающие общее лирическое течение Баллады. Балладу в том или ином стиле нельзя исполнять сухо и ритмически остро.
Для баллады характерна плавное течение ритмики.Наличие протяжённых нот (больше четверти) сменяющиеся на красивые пассажи. Исполнение балады должно быть наделено эмоциональным переживанием, более чем что либо стилей.(пожалуй ближе оказывается здесь Blues). Это помоему мнению самая тонкоэмоционально-окрашенная составляющая. пожалуй только art-rock сравним с ранимой и повествовательно эпической балладой. Но это уже, намного более субъективно, чем остальной текст статьи.
Впрочем все равно музыка в конечном своём исчислении как любое исскусство, субъективно, зависит от конкретного восприятия каждого человека или животного (известно что "высшие" животные -дельфины, собаки и др.могут чутко реагировать на музыку, различия её оттенки и сопереживая вместе с ней) поэтому ваши видения того или иного стиля характера исполнения и закономерностей жанра - в студию))
Rock (Ortodox Rock, Punk Rock, Hard Rock)
Стиль Rock по своей ритмической структуре обычно прост и "ненаворочен" ни синкопами ни пунктирным ритмом. Обычно это 8-битный двухтактовый ритм в размере 4/4. Барабаны подчёркивают сильную долю и играют мощно. Рок чаще "пронизывает" пульсация 8-ми же нотами/паузами. Из-за свой ритмической простоты привлекая как правило начинающих меломанов, для которых эти ритмы понятны, по слушательски читаемы.Здесь часто употребляется выражение "качает". Чтобы ритм секция в стиле Rock "качала", партия баса сильно привязана к рисунку бас-бочки. Партия строится по схожей ритмической формуле. Практически всегда акцентируются 1-я сильная доля, иногда 3 -относительно сильная.(Напомню что размер 4/4 является по определению "сложным" и состоит из двух простых размеров 2/4+2/4, отсюда на третьей доле и возникает "относительно сильное время). Басист, как правило строит свою линию максимально приблежённо к рисунку бас-бочки,с небольшими отклонениями от её рисунка. На 4 четверти часто рисунок не совсем совпадает с бас-бочкой, как бы обыгрывая его и подходит к "сильной" доле и уже в этом моменте "напрашивается" новый цикл с акцентированием 1 доли.
Такое взаимодействие даёт своеобразный эффект слаженной системы,"машины" которая и предпологает "качать". Темп обычно либо медленный либо средний. Характер исполнения подчёркнуто мощный. И чем слаженнее система и ритмически точна, с чётко исполненными акцентироваными ударами( звуками баса) тем более этого "качания".
Что касается гармонии. Rock может прекрасно существовать и на одном аккорде. Разнообразие придают сольные "голоса" (соло-гитара,клавишные). Клавишные по большей части тоже относятся здесь к ритм группе и партия состоит из аккордов,риффов поддерживающую структуру композиции, но и солирует более свободными от ритмики баса/ударных придавая музыке более интересную фактуру. Выделяют также 2-х аккордовый Rock. Но не менее часто используется гармония из 3-4 аккордов где аккорд исполняется на сильную долю реже на "слабую" восьмую.
Что касается баса. Здесь практически всегда на 1-ю долю играется тонический звук аккорда. Стиль подчёркнуто-предсказуем, что и делает его таким популярным у самого разного слушателя. Партия баса строится учитывая строение аккорда и использует на сильное время либо тонический(реже квинтовый или терцовый звук аккорда) . В конце такта или в конце цикла из 2( реже 4 тактов) басовая линия несколько усложняется играя фигуру которая последним своим звуком, обычно явно тяготеет к тонике.
Желая исполнить композицию в классическом,традиционном стиле следует избегать использования ритм групп с другим типом пульсации (триоли квинтоли,16-ноты) если играется 8-ми битный Rock. Такие "изыски" придадут исполнению ненужные детализацию,часто приводящии к сбивающим естественность, фигурам,портя общую простоту, за которой скрывается "драйв" и мощь рока.
Но в менее традиционным исполнение выход на тонику, на 1 сильную долю исполняется с использованием более сложных фигур,иногда с "чужеродной" пульсации (триоль в контексте 1/4-х и 1/8-х нот)
Басовая линия предпочтительна "зацикленная" то есть повторяющаяся, не развиваясь дальше на протяжении куплета или припева.
Неаккордовые ноты применять на слабые доли и отстоящие от тоники на интервал не более "большой секунды" (1 тон).
Линия баса должна быть запоминающейся, яркой, в чём то предсказуемой, ожидаемой. Нередко партия баса банально играет пульсацию 8-ми нотами по тоникам аккордов. В этой простоте кроется на самом, деле вполне осознанная задача. Стиль по своей сути несколько вводит в "транс" слушателя из-за повторяющего грува,неотвлекающего внимание от слаженности игры ритм-секции.
Именно по этому композиции в этом стиле воздействуют на психику так, что ничто не отвлекает слушателя непосредственно от сути этой музыки. В этом стиле любят исполнять "шаманские" песни, основу для ,также не очень расношёрстной соло партии, позволяя воспринимать слушателем не только всю фактуру музыки но и каждый инструмент, каждый солирующий голос. Ритм-секция ,как бы уже не слушается сознанием.Простота в этом случае переключает внимание на вокал исполнителя и сольные моменты.
Fast Rock (Быстрый рок) не имеет существенных отличий от вышесказанного, здесь преимущественно 16-битное исполнение или те же 8-бит.
На основе "быстрого рока" с применением обработок типа дисторшн на гитары иногда овердрайв на бас выделяется целый ряд стилей объединённых термином Heavy Metal. Здесь большое внимание уделяют напору, жёсткости, более сильные акценты как в басу так и в ударных. Здесь "драйв" и мощность исполнение достигается помимо уже сказанного усложнением партии ударных и баса, больше в сторону виртуозного исполнения 8,16-х нот в быстром темпе. Характерен в ритмической ткани фигура состоящая из восьмой ноты и двух шестнадцатых (так называемый "галоп" аналогично одноимённому виду бега лошади) типичный пример группа Iron Maiden. Гармония выстраивается более мрачной, "инфернальной". В партии баса зачастую используют дисонансы(тритон,секунды), тем самым делая музыку для впечатления, менее безоблачной, мрачной и пафосной. Используется ударная установка с двумя бочками и педалью ("кардан") позволяющей играть двумя ногами. Из-за этого партия бас-бочки чем то напоминает временами "автоматные очереди" а басовая линии(зачастую используется для скорости медиатор) стремительным движением также исполняется в унисон с бас-бочкой.
Вообще в качестве отступления, хотелось бы сказать почему такая тесная связь образуется именно между бас-бочкой и бас-гитарой. Звук получаемый на этих инструментах распологается в одном "низком" частотном диапозоне сильно отличаясь от малого барабана ("ведущий") и том-томов(которые врочем по частотам несколько ближе к бас-бочке чем "малый барабан" звук которого назодится в среднем регистре относительно регистра бас-бочки. В базисном стиле Heavy metal существуют достаточно много,под-стилей в которых добавляются свои варианты звучания и строения партии. Но всё таки в целом традиции построения ритмической составляющей опять таки по большому счёту едины и были описаны выше.
Также хотелось бы упоминeть. а так называемых "сплавах" Рока и кардинально других стилей (Jazz, Latin, Funk). Но в этом эти стили оказывают сильное влияние на полученный симбиоз, и обсуждение этих подстилей разумно продолжить после рассмотрения вышеперечисленных стилей и некоторых других. Фантазия современного музыкального мира, "исчерпавшего" все варианты воисстину порой впечатляет,а иногда уже "не слушается" если гдето происходит логическое противоречие рушащее понимание музыке. Ведь не все эксперименты с ритмами оказываются удачными.Немногим удаётся сделать одновременно необычный сплав стилей, но и слушабельный.
Blues- это следующий стиль о котором, я также хотел бы сказать, не в двух словах .
Здесь тоже наблюдается различия в под-стилях (архаический блюз, городской, блюз-рок,12-ти тактовый джаз-блюз.
Остановимся на вариантах блюза больше похожих на Rock нежели на Jazz.
По ритмическому построению много схожего. Та же ритмической простота, "отмечание" сильной доли, достаточно тесная связь линии баса и бас-бочки. Оригинальность и "своё лицо" в Blues выражается в музыкальной составляющей. Бас партия впринципе схожа с роковой но чаще используются приёмы "хаммер-он", "слайды", "вибрато". Особенно выразительны отличия в партиях других голосов.
Широко используется звукоряд блюзовой гаммы. Гармония в блюзе изобилует септаккордами(в основном это малый мажорный септаккорд.пример - C7 - До -Ми-Соль Си бемоль). Использование септаккордов придают блюзу своеобразную окраску "вопросительныю", "недосказанныю",противоречивую и использование в аккордах надстройку в виде малой септимы некоторый грустный, философско-неоднозначный ход музыки в отличие от "однозначного" мажорного трезвучия.
Это восе неслучайно. Блюз-изначательно музыка подневольных афро-американцев и смысловая нагрузка, текст и музыка отражает невесёлую, но в тоже воемя непадающую духом, ироничную окраску. Для блюза характерна форма AAB в тексте.
Например :
"Деньги на нуле, и девка бросила меня.."
"Деньги на нуле, и дрянь бросила меня"
"Но в сущности наплевать, когда есть пиво и блюз!"
Для блюза характерно обращение к субдоминанте. Пример (блюз в "до")За тоническим Аккордом С(либо С7) следует аккорд F(F7) затем возвращение в тонику С,часто используется также и доминантный аккорд.
Приведу типичный пример 4-х тактовой блюзовой гармонии в 4/4 - С7/C7/G7F7/C7 или ещё проще С7/F7/C/C7.
е могу упоминуть о так называемой "блюзовой" малой терции входящую в звукоряд "блюзовой" гаммы
При таком ладовом варианте обыгрывания гармония написаная в мажоре при обыгрывание и опевании(с использованием "блюзовой" терции) звучит и не весело и не грустно, так и говорят "по блюзовому"
Немного реже исполняет минорный блюз. Этого часто уже и не надо. Гармония написанная в мажоре, обыгрывается по сути минорной(из-за наличия малой терции в звукоряде) полухроматической блюзовой гаммой.
В басовой линии Blues совсем необязательно использовать малую септиму. Часто наличие её в аккорде достаточно для придания соответствующей "блюзовой" окраске и зачастую бас обыгрывает аккорд, так как если бы это было трезвучие. В партии баса также приветствуется ритмическая простота, тесная связь с бас бочкой но не такая тесная как в роке. Бас чуть чаще бывает более мелодичен, при этом не теряя своей ритм-функции.
Джаз-блюз представляет собой гораздо более сложную гармонию, наиболее часто 12-тактовую( иногда 24-х тактовую,8-ми тактовую). Движения баса в этом подстиле ведётся четвертями в быстрых темпах почти всегда.И для быстрого темпа характерна "хроматичность" партии. То есть, не используются интервальные скачки больше секунды, иногда малой терции. И партия как бы соединяет акордов подходя к каждому на растоянии 0,5 тона, 1 тон. Но в 3 части гармонии(разобьём условно 12 тактовую гармонию на три части по 4 такта в каждом) в основном в 11-12 тактах происходит "развязка" в этих тактах часто по 2 аккорда в каждом.Эти такты образуют так называемую "вертушку".Смысл её в том что исполнять её можно сколько угодно, каждый раз не переходя на первый (тонический) такт. Тем самым создаётся напряжение из-зи того что каждый раз не происходит разрешения в тонику. Но делается это далеко не всегда, скорее это характерно для обычного не Jazz-Blues. В Jazz Blues гармоническая 12-ти тактовая сетка остаётся неизменной и этот цикл может повторятся от 2 раз до десятка "квадратов".
В средних темпах линия баса строится уже не только четвертями. Характерно "сбросы вниз" чаще восьмой триолью. Но схраняется подвод к тоническому звуку. "Развязка" изобилует широкими интервальными скачками.
В медленных темпах 12-тактового блюза ещё более разноплановая ритмика.
Для всех темпо-видах Jazz-Blues можно выделить основные, стилеуказывающие и просто характерные моменты исполнения, а именно:
1.Переход гармонии в 5 такте к субдоминантовому(отстоящему на чистую кварту от тоники) аккорду, именно этот момент часто является достаточным в определении стиля как Blues
2. Частое использование четвертей (преимущественное)
3. Подвод линии баса к следующему аккорда,путём использования звука отстоящего от тоники следующего аккорда на секунду(0.5 тона, 1 тон) гораздо реже используются другие интервалы. Это либо в 11,12 такте или же при медленном темпе.
4. Характерно использование в гармонии часто в 6 такте уменьшенного септаккорда ( пример - F#-Ля-До-Ми бемоль) септимовый звук которого образует с тоникой аккорда интервал в 4,5 тона но являющимся по правилам построения интервалов уменьшенной септимой, хотя по звучанию аналогичен большой сексте)
5. Наличие и использование десятков вариантов блюзовой сетки в одной тональности.
На этом закончу краткое ознакомление с Blues и прейду к некоторым другим стилям.
Funk.
Наверняка даже при одном упоминании этого стиля музыки, у многих уже настроение улучшается, появляетсь бодрость, хорошее с готовностью к физически-активному ритму жизни, настроение. Это неспроста. Стиль Funk также пришедший к нам из стана афро-американцев или грубее говоря негров, характерен своей ритмичностью, зачастую весьма изысканной, синкопированые моменты в гармонии,линии баса, в партиях других инструментов.
Его особо почитает "слепперы" ведь этот приём звукоизвлечения, естественнен и слушабелен в этом стиле.
Рассмотрим самый пожалуй популярный 16-битный фанк.
16-битный фанк "пронизывает" пульсация 16-ми нотами и партия баса часто состоит из фигур на основе 16-х нот. Здесь ритмика настолько разнообразно что выделить можно лишь несколько моментов.
Характерно начало "квадрата" с так называемой "двойки" либо это две восьмые ноты, либо две шестнадцатые начинающиеся с сильной доли а после восьмая пауза. Часто и заканчивается Funk композиция этой же "двойкой" на превом такте квадрата.
Для фанка характерны паузы на сильных долях к примеру 16-я пауза затем три 16-е ноты или фигура состоящая из 16-й паузы-16-й ноты-16-й паузы-16-й ноты и много других самых разных ритмических фигур(здесь и пунктирный ритм (восьмая нота с точкой(продевающая восьмую ноту в 1,5 раза) и 16-нота и другие ритм фигуры.
Взаимодействие с партией ударных более вольно, здесь нет явного унисона. Музыканты ритм-секции времнами тесно "вяжут" ударные и бас ,а иногда играют в "разрез" почти "параллельно".
Для слепперов есть негласное правило. Удар большим пальцем (Tumb или Slap) производится вместе с бас-бочкой а "подцеп" (Pop) на слабую долю в унисон с "малым". Это правило не 100% но часто именно его соблюдение позволяет ощущать целостность ритм секции в Фанке.
Партия баса исполняемая пальцами также как и в "слэповом варианте" позволяет ощутить ритмическую пульсацию играя одинаковыми(16-ми) длительностями части композиции. В стиле Funk нередко используются "обработки", "примочки" (приставки преобразующие сигнал в соответствии с видом "примочки"). "Квакушки" (wah-wah) в основе которой лежит принцип преобразования сигнала Flanger,"Хорусы" (Chorus), "примочки" являющиеся по сути несколько полосным эквалайзером и др. приставки преобразования звука в реальном времени.
Reggae.
Reggae-интереснейший для ритм-секции стиль музыки родом с Ямайки в основе которого лежит более простой (?) стиль Ska, о котором тоже будет сказано в этом абзаце.
Интересен он прежде всего именно ритмически. Этот стиль требует высокого уровня ритмики (впрочем как и выше затронутый в обзоре Funk). В "реггей"или как другие произносят "регги" характерны паузы на сильных долях и намеренно акцентируемые "слабые" доли. Reggae чем то напоминает мне Funk. Та же "прозрачная связь" в ритм секции (отсутствует жёсткий унисон) ритмические фигуры разнообразны, нередко 8-битные фигуры (бинарной пульсации,кратной 2) сменяют триольные фигуры (тернарной пульсации, кратные 3). И этот момент (смена пульсации на принципиально иную, как известно 2 делённое на 3 даёт иррациональное число) вызывает у слушателя особые впечатления, неожиданные,эффектные придающие стилю Свободу,которая лежит в основе движения "растаманов" последователей культа Раста и музыки регги. На Ямайке ещё и сенсимилью, прочем не имеющую к музыке, никакого отношения,поэтому с исключением этой составляющей стиль Reggae остаётся стилем Reggae (ортодоксы растаманства могут оспорить это замечания, но я говрю это музыкантам,а не религиозным структурам)
Так вот Reggae, Донесла с острова Ямайка "солнечную", позитивную гармонию, ориентирами которой являются спокойствие, умиротворённость, позитивность,радость, оптимизм. Хотя везде есть свои исключения. Калининградская группа К.О.Т.(Комитет Охраны Тепла) с её бесменным лидером Олди, являет собой достаточно мрачную музыку пронизанную болью и разочарованием, и каким то подобием оптимизма. Я бы сказал этакий "декаданский оптимизм". Тем не менее лично я с большим уважением отношусь к этой несомненно reggae-группе (этакое северное регги) за честность, открытость и трагизм, пусть временами и несколько преувеличенный. Хотя для лидера К.О.Т. субъективно всё так и есть, по видимому.
Коронованой особой в Reggae является Bob Marley, который своим творчестом вознёс реггей к мировой музыке и его творчество получило огромный резонанс во всём в мире в конце 70-х начале 80-х годов. Характерна и ранняя смерть поэта и музыканта. Характерно всмысле глубоко символична. Он умирал от рака и до конца своих дней сохранял улыбку, тепло и доброту, тем самым являя собой пример и растамана и классического исполнителя Reggae, человека не злого, но смелого, улыбающегося, но чутко чуствую трагизм некоторый событий в мире. О чём и были многие его песни. Без знания моральных принципов reggae исполнителей, без осознания главенства любви невозможно играть классический Reggae. Такой каким его видели и Боб Марли и Пит Таушенд и Блэк Ухуру.
Ситль Ska- это своего рода сплав рока и регги. Ритмическое построение проще, но и здесь сохраняется манера исполнения "off beat" то есть на слабую долю. Характерная ритмоформула баса в Sка- квадрат из двух тактов в размере 4/4 ( 1/4 нота, 1/4 нота, 1/4 нота,1/4 пауза, второй такт 1/8 пауза,1/8 нота,1/8 пауза,1/8 нота,1/4 нота,1/4 нота) как видно из этого типичного для ска ритма приём "off beat" используется во 2 такте reggae "квадрата". Для стиля Ska характерна духовая секция состоящая из нескольких, труб,тромбонов,большой трубы и некоторые другие "медные духовые инструменты"(Brass-section)
Shuffle
тот стиль представляет собой триольный Rock. То есть в партии баса и ударных характерны триольные фигуры. Самая часто использующая, основная (которая в своём повторении образует Shuffle пульсацию, хотя по большому счёту пульсация просто восьмая триоль) Эта фигура под знаком триоль - четверть и восьмая (играется первая нота на счёт 1,2 из 3-х вторая на счёт 3)
Фигура похожая на уже вышеописанный пунктирный ритм- восьмая с точкой +16-я.
Часто стиль именуют Shuffle-Rock. В этом стиле явно прослеживается влияния стиля Rock. Его мощь, акцентирование сильной доли, тесная связь линии баса и партии ударных. Здесь важно слушать не сколько бочку сколько ритмическую тенденцию всего состава. В этом стиле довольно таки часто используется унисон звучание не только ритмических построений но и унисон мелодический.
Басовая линия часто в развязке филигранно, тоже триольными фигурами,подводит к началу нового "квадрата". Здесь как и в роке чёткое разделение куплета и припева как в гармонии так и в манере басовой линии.
Несомненно некоторое воздействие на становление этого стиля оказал Jazz с его триольной пульсацией и триольными фигурами.
И так названная "основная" фигура в Shuffle очень часто используется в некоторых подвидах джаза. А это особый разговор. Который я бы хотел рассказать в завершающей части этой статьи.
(стиль)-Ballad (Rock-ballad, Art Rock ballad)
Баллада это не отдельный стиль.Но я считаю важным отдельно рассказать об этом виде композиции. Баллада может быть практически в любом стиле. Это Характер композиции. Как правило медленный темп, эпическое повествование, лирика, нежный пафос любви, романтика. Эти чувства, настроения характерные для Баллады добавляют в любой стиль поэтики, мягкости.
Соответствено исполнять Балладу надо легко не изобиловать грубыми унисонами, использовать тонко построенные линии баса, передающие общее лирическое течение Баллады. Балладу в том или ином стиле нельзя исполнять сухо и ритмически остро.
Для баллады характерна плавное течение ритмики.Наличие протяжённых нот (больше четверти) сменяющиеся на красивые пассажи. Исполнение балады должно быть наделено эмоциональным переживанием, более чем что либо стилей.(пожалуй ближе оказывается здесь Blues). Это помоему мнению самая тонкоэмоционально-окрашенная составляющая. пожалуй только art-rock сравним с ранимой и повествовательно эпической балладой. Но это уже, намного более субъективно, чем остальной текст статьи.
Впрочем все равно музыка в конечном своём исчислении как любое исскусство, субъективно, зависит от конкретного восприятия каждого человека или животного (известно что "высшие" животные -дельфины, собаки и др.могут чутко реагировать на музыку, различия её оттенки и сопереживая вместе с ней) поэтому ваши видения того или иного стиля характера исполнения и закономерностей жанра - в студию))




