Первый вариант этого текста я резместил ещё году в 2005 в ЖЖ.
Пото, года три назад, немного переделанный, выложил на guitarplayer.
Сейчас ещё раз обновил, исправил косяки и представляю на ваш суд.
Итак.
Тяжело найти бас, который больше Рикенбекера считался бы узконаправленным и немодным. И в то же время я считаю, что тяжелее найти более универсальный бас, в котором объединился бы стильный вид, удобство, спектр звучания и широта использования самыми разными музыкантами в самых разных стилях. Для этого обратимся к истории вопроса.
Первый бас Rickenbacker появился в 57-м году в русле общей тенденции изготовления бас-гитар после явления Fender Precision (хотя разрабатывать его начали уже в 53-м, в 54-м появились первые прототипы с входом на лицевой стороне деки, а в 56-м инструмент уже представили на NAMN). Бас изготовлялся из красного дерева с накладкой на гриф из палисандра. В те давние времена на Рикене был только один звукосниматель - бриджевый, так называемый Horseshoe pickup, представляющий из себя катушку, упрятанную в металлический чехол типа подковы, причём этот чехол играл свою роль в создании магнитного поля для снятия звука и при этом был неким «экраном» от лишних наводок. Эта конструкция была неразборная. Форма корпуса уже была классической (разве что верхний рог был коротковат), и это позволяет предполагать, что нековый датчик уже был в проекте, так как на басу явно видно место, куда датчик так и просится. Вся дека была прикрыта накладкой из пластика. Две ручки по диагонали - громкость и тембр, точки для обозначения ладов и уже сквозной гриф с головкой-“открывалкой” и "пером" с логотипом фирмы на ней (было выпущено некоторое количество басов и с вклеенным грифом). Бридж был простой, никакого "bad-ass", и прикрывался крышкой.
Это была модель 4000. Она не стала сильно популярной, но внимание привлекла. В частности, одним из первых на ней стал играть Джеймс Киркленд, басист Рики Нельсона. Позднее 4000 стала клоном 4001, но с одним датчиком.
В 61-м году фирма “Rickenbacker», опять же видя успех фендеровского джаз-баса с двумя звукоснимателями, делает свой вариант - знаменитую модель 4001. Что же изменилось?
Появился нековый датчик, названный Hi-Gain Pickup, не спрятанный в "мыльницу" и соответственно не регулируемый по высоте, дающий более низкий тембр. Такой же Hi-Gain был и в бриджевой позиции, а его крышка стала целой. Гриф остался сквозным, но его в основном (для Рикенбеккеров довольно важно писать вот это «в основном», ибо фирма регулярно экспериментировала и вообще немного меняла технологию в зависимости от обстоятельств) делали не из цельного куска дерева, он состоял из двух кусков клена и палисандровой «прокладки» между ними. Лады на грифе стали обозначать треугольниками «акулий плавник» (до 73-го года цвета «белый перламутр», после – обычные белые), а на корпусе появилась окантовка (опять до 73-го года «в основном» цвета «шашечки», а после – одноцветные). Накладка приобрела классический вид, который перешёл и на модель 4000. На каждый датчик своя ручка громкости и тембра плюс трёхпозиционный свитч. В бридже – регулируемый по высоте демпфер для приглушения струн (изначально 4001 позиционировался как инструмент для струн с плоской навивкой). Этой моделью стали пользоваться исполнители кантри и сёрфа, такие группы как "The Ventures".
В 1964-м году во время приезда "Битлз" в США им, как одним из любителей гитар "Рикенбекер", были подарены именные инструменты. По одной из версий, Пол Маккартни обзавёлся своим легендарным, специально для него сконструированным левосторонним басом только в следующий приезд в Америку, в 1965-м.
Сам он вспоминает, что получил свой бас летом 64-го года. Причём изначально "Rickenbacker " мог стать его собственностью ещё в феврале того же года, но люди с фирмы попросили с Пола некую символическую сумму. Пол, являясь, по его же собственным словам, большим скрягой и любителем "халявы" (шотландские корни!), не захотел платить. Получив же в итоге презент, Маккартни впервые применил его на диске "Rubber Soul". И практически до записи «Белого альбома» Рикен стал его постоянным студийным инструментом.
Тут интересно отметить, что бас Маккартни был новой модификацией, которая изготовлялась специально для дистрибьютора в Англии, фирмы Rose Morris (отчего он ещё имеет индекс RM). Модель 4001S (то есть Special) делали с точками на грифе, без окантовки и скруглёнными краями корпуса. В нек ставили новый датчик – Toaster Pickup, позаимствованный с рикеновских гитар, но с четырьмя обмотками вместо шести. В бриджевую позицию – Hi-Gain или Horseshoe.
Имя Пола Маккартни вызвало в Англии бурю интереса к Рикенбеккеровским басам. Многие музыканты пополнили ими свой арсенал. Опять же каноничная версия - в 1965 году на Британские острова было доставлено пять 4001S инструментов специально для местного рынка, все с точками на грифе. Ещё до прибытия в Лондон было расписано, кто их купит. Первым Рикенбеккер стал использовать басист "The Kinks" Питер Куайф, потом Джон Энтуистл из "The Who". Остальные басы попали в аккомпанирующий состав Донована, Роджеру Уотерсу в ”The Pink Floyd” и некоему музыканту по имени Крис Сквайр (который работал тогда в музыкальном магазине, и пользуясь служебным положением, придержал себе басок и скидочку сделал). Разные экземпляры 4001, как правило, отличались цветом и незначительными различиями в конструкции. Так, в 1969 году была представлена система "Rick-O-Sound", то есть первый в мире стерео-бас. На таком басу было два выхода - "Standard" и стереофонический "Rick- O-Sound". Вставляя в него стерео-шнур, музыкант получал возможность разделить сигнал от каждого звукоснимателя отдельно и использовать, например, два усилителя.
Пик изначального успеха Рикенбеккера пришёлся на 70-е, когда он стал едва ли не одним из символов эпохи. Его привечали все - от глэм-рокеров из группы Дэвида Боуи до Гизера Батлера из "Black Sabbath" и Роджера Гловера из "Deep Purple". Тогда же появились первые Рик-фанаты, играющие только (или почти только) на нём из числа исполнителей арт-рока. Самые известные – уже упомянутый Крис Сквайр из "Yes" и Гедди Ли из "Rush". Кстати, их потребности стремились удовлетворить модели 4008 (восьмиструнный бас с дополнительными тонкими струнами; на прототипе их крепили на гитарные колки, однако потом нашли решение с восемью облегчёнными колками Shaller) и 4080 (инструмент с двумя грифами – басовым и гитарным). Самое смешное, что многие панки, появившиеся в 76-77 годах как реакция с какой-то степени и на арт-рок, играли на Рикене. Например, Глен Мэтлок, первый басист "Sex Pistols", “The Jam”, ''The Undertones’’, “The Adverts”.
C концf 60-х начались эксперименты. Взяв за основу классические формы гитар Рикенбекер, компания произвела модель серии 4005. Этот полуакустический бас имел "гитарную" форму корпуса с эфой, два нерегулируемых по высоте звукоснимателя-тостера (максимально разведённых от грифа к бриджу), вклеенный гриф и бридж а-ля гитары со стилизованной буквой R. Стоил такой бас дороже модели 4001, и большой популярности не обрёл. Хотя и у него есть свои адепты, например Джон Энтуистл из “The Who» или Мани из "The Stone Roses". Звучание у такого баса было более низкое, тягучее и упругое.
В 70-е решили делать более дешёвые басы. Так родилась 3000 серия – короткомензурная модель 3000 с одним звучком Hi-Gain и 3001 со стандартной мензурой и двумя звучками. Гриф у них крепился на болтах, головка грифа была как у гитар, а выход располагался на лицевой части корпуса. У 3001 было три ручки – громкость и подрезка низов и верхов, плюс свитч.
Эта серия всплыла в 80-е как 2000, немного модернизированная, без накладки на корпус и с новыми хамбакерами. Модель попроще, без окантовки корпуса называлась Hamburg, побогаче, с золотой фурнитурой – El Dorado. Интересно, что на этой модели ставился не классический BadAss-бридж, а более модерновый вариант от Shaller. В 90-е вышло ещё одно издание 2000 серии, на этот раз с накладкой, прикрывающей вырез на лицевой части корпуса и придающей интрументы сходство с классическим рикеновскими гитарами. Именно в ней вышел бас 2030 Glenn Frey, специальная модель басиста «The Eagles”.
С 1977 по 1984 год выпускалась модель 4002. Его отличие от 4001 - бриджевый датчик не спрятан под крышкой и не регулируется, плюс вместе с обычными моно- и стерео- у него был XLR-выход. Инструмент позиционировался как бас для концертов и студии, и звукосниматели у него были более мощные – Super Hi-Gain Pickups.
В конце концов, в 80-м году появилась вторая классическая модель баса Rickenbacker - 4003. Его принципиальные отличия от 4001 – гриф «в основном» стали делать из одного куска, что повлекло отсутствие ореховой "бурундучьей" полосы на грифе корпусе, и изменение конструкции анкеров.
А именно, с самого начала на Рикенбеккер стали ставить двойной анкер (с учётом сквозного грифа). И в принципе, это было самое слабое место инструмента.
Поясняю. Конструкция анкера представляла из себя два прута, каждый сложенный вдвое и регулирующие гриф за счёт распирания его изнутри. Проблема же была в том, что торчащие в головке гриф концы анкеров с резьбой нещадно гнулись и ломались (у меня у самого Рикен со сломанным анкером, но парадокс – он, видно, как сломался в отрегулированном положении, так его ни разу не вело, никаких сезонных изменений тоже не замечено). Так вот, в фирме Рикенбеккер тоже озаботились этой проблемой, и решили сделать анкера классического типа - из прутов, зажимающих гриф с двух сторон. При этом регулировочные гайки перенесли в нек, а учитывая, что для их подкручивания требовалось снять накладку на корпус, то её разделили на две части, и в месте разделения появился треугольник из дополнительных винтиков. Позднее гайки перенесли в головку грифа и восстановили цельную накладку.
А в остальном так же - кленовый корпус и гриф, накладка из палисандра (или из бубинги), два звучка, четыре ручки, свитч и т.п. Другое дело, что добавилось цветов, в которых изготовляли басы, и появилась тема «цвет этого года».
А, нет. Ещё на одну из ручек тембра ставили пуш-пулл, который резал низкие частоты на нековом датчике, отчего 4003 считается более модерново звучащим басом.
Был переиздан и 4001S, так же с точками на грифе и закруглёнными краями корпуса, но «в основном» с конфигурацией звучков Toaster – нек и Horseshoe - бридж, правда, «подкова» была уже в большей степени стилизованная, ибо её крышки выполняли сугубо декоративную функцию (как и все крышки сейчас – чисто для красоты, ибо они пластиковые).
В 90-е уже пошли изыски - пятиструнный 4005 и модный 4004, который развивал концепцию серии 2000, только в классическом рикеновском корпусе и вообще модерновый по виду. У него всего две ручки – громкость и тембр, а переключение между звучками только за счёт трёхпозиционного свитча.
Ну и практически у каждой серии есть свои безладовые экземпляры.
Фактически у Рикенбекера 2 модели, сделанных под инструменты конкретных басистов.
Первая - это модель Пола Маккартни - левосторонний или правосторонний 4001S с перевёрнутой вверх ногами головкой грифа и накладкой с надписью " Rickenbacker".
История грифа довольно забавна. Когда на фирме решили сделать презент Полу, то вдруг осознали, что выточить гриф в зеркальном варианте под левую руку невозможно - оборудование не позволяет. В итоге из этой ситуации вышли с слоновьим изяществом - стандартный гриф перевернули вверх ногами, на него наклеили элементы корпуса и сказали, что так и было. Цвет Mapleglo тоже неслучаен. Делао в том, что изначально половский бас был красным, потом его разукрасили в психоделические цвета в духе эпохи, а потом ободрали и покрыли лаком.
Вторая модель - это модель Криса Сквайра из "Yes", тоже 4001S. Крис - мужик двух метров ростом с ручищами как у плотника. Играть ему было не очень удобно, и он ещё обточил края "рогов" и корпуса баса, немного их сузив, а чтобы обтачивание не было заметно (и после очередных экспериментов с раскрашиваванием), корпус был покрашен в нежно-сливочный цвет. Именная модель тоже с более обтекаемой формой и автографом Криса на пикгарде.
И две модели специально для музыкантов:
Рикенбеккер 4004 - личный бас Лемми из "Motorhead" с 3-мя звукоснимателями, накладками из красного дерева, инкрустацией и обозначением ладов в виде звёздочек. Короче, всё по богатому", и уже упомянутый 2030 Glenn Frey.
Что ж, по состоянию на 2015 год можно констатировать, что история басов “Rickenbacler» продолжается, и пожалуй, никогда они не были так успешны и популярны, как сейчас. На них играют в любом стиле – от джаза и регги и лютого дет-метала, бас рисуют в манге и пытаются подделывать и копировать. При этом «Rickenbacker” по прежнему изготавливают в производственных корпусах городка Санта-Ана, Калифорния. Никакого бюджетного производства в Азии или Китае и никакой дешёвой фурнитуры. И главное – тот самый звук. Как есть звук Пресижна, Мюзикмэна, Тандербёрда или Спектора, так и есть он – звук баса Рикенбеккер.
Небольшая памятка:
Дерево: корпус - изначально красное дерево и накладка на гриф из палисандра; затем клён с палисандровой полосой, крыльями головки грифа и накладкой на гриф, позднее накладка на гриф из палисандра или бубинги.
Типы грифов: в основном сквозной, на разных моделях – и вклеенный и на болтах.
Звукосниматели – Horseshoe / Hi-Gain / Toaster / Super Hi-Gain / Hunbuckers. Стю Кук из «Creedence Clearwater Revival” и Крис Брабек меняли бриджевый звучок на датчик от Джаз-баса, басист |”lower Kings” умудрился под крышку разместить звукосниматель от Пресижна. Ещё одна фишка – замена некового датчика на хамбакер в Гибсон-стиле (Mudbucker). Ну и у ряда производителей есть звучки для Рикена.
Расположение зукоснимателей – если взять за стандарт пресижновский «шашечки», которые находятся посередине между бриджем и неком, то в этой позиции стоит звучок у модели 3000 с одним звукоснимателем. Классической расположение звучков рикеновский басов – бриджевый сдвинут к бриджу (так же делают на Мюзикмэне), нековый на пару дюймов сдвинут от грифа. На модели 4005 звучки плотно придвинуты к неку и бриджу, у 2000 серии – середина деки бридж и классика в неке, у 4004 нековый вплотную придвинут к грифу.
Бриджи: Old Style (4000 ранние) / BadAss / R-brigde (4005) / Shaller. Производится вариант для замены BadAss от Hipshot.
Колки: Kluson / Grover / Shaller Vintage (с надписью Rickenbacker) / Shaller облегчённые. Опять же у многих производителей есть колки для замены.
Распайка: у всех басов с одним звукоснимателем – стандартная конфигурация громкости и тона; все басы с двумя комплектуются трёхпозиционным свитчем. Ручки 4001-4002, серия 2000 – две громкости – два тона; 4003 - две громкости – два тона плюс пуш-пулл на ручке тона некового датчика для срезания низов; 4005 - две громкости – два тона плюс пятая ручка баланса между звучками; 3001 - громкость и подрезка низов и верхов; 4004 – громкость и тон.
Анкера. Запомните – все Рикенбекеры делают с двумя анкерами. Даже если на инструменте большими буквами написано название и номер, но анкер один – это копия или подделка. В тексте вопрос анкеров я осветил достаточно подробно.
Пото, года три назад, немного переделанный, выложил на guitarplayer.
Сейчас ещё раз обновил, исправил косяки и представляю на ваш суд.
Итак.
Тяжело найти бас, который больше Рикенбекера считался бы узконаправленным и немодным. И в то же время я считаю, что тяжелее найти более универсальный бас, в котором объединился бы стильный вид, удобство, спектр звучания и широта использования самыми разными музыкантами в самых разных стилях. Для этого обратимся к истории вопроса.
Первый бас Rickenbacker появился в 57-м году в русле общей тенденции изготовления бас-гитар после явления Fender Precision (хотя разрабатывать его начали уже в 53-м, в 54-м появились первые прототипы с входом на лицевой стороне деки, а в 56-м инструмент уже представили на NAMN). Бас изготовлялся из красного дерева с накладкой на гриф из палисандра. В те давние времена на Рикене был только один звукосниматель - бриджевый, так называемый Horseshoe pickup, представляющий из себя катушку, упрятанную в металлический чехол типа подковы, причём этот чехол играл свою роль в создании магнитного поля для снятия звука и при этом был неким «экраном» от лишних наводок. Эта конструкция была неразборная. Форма корпуса уже была классической (разве что верхний рог был коротковат), и это позволяет предполагать, что нековый датчик уже был в проекте, так как на басу явно видно место, куда датчик так и просится. Вся дека была прикрыта накладкой из пластика. Две ручки по диагонали - громкость и тембр, точки для обозначения ладов и уже сквозной гриф с головкой-“открывалкой” и "пером" с логотипом фирмы на ней (было выпущено некоторое количество басов и с вклеенным грифом). Бридж был простой, никакого "bad-ass", и прикрывался крышкой.
Это была модель 4000. Она не стала сильно популярной, но внимание привлекла. В частности, одним из первых на ней стал играть Джеймс Киркленд, басист Рики Нельсона. Позднее 4000 стала клоном 4001, но с одним датчиком.
В 61-м году фирма “Rickenbacker», опять же видя успех фендеровского джаз-баса с двумя звукоснимателями, делает свой вариант - знаменитую модель 4001. Что же изменилось?
Появился нековый датчик, названный Hi-Gain Pickup, не спрятанный в "мыльницу" и соответственно не регулируемый по высоте, дающий более низкий тембр. Такой же Hi-Gain был и в бриджевой позиции, а его крышка стала целой. Гриф остался сквозным, но его в основном (для Рикенбеккеров довольно важно писать вот это «в основном», ибо фирма регулярно экспериментировала и вообще немного меняла технологию в зависимости от обстоятельств) делали не из цельного куска дерева, он состоял из двух кусков клена и палисандровой «прокладки» между ними. Лады на грифе стали обозначать треугольниками «акулий плавник» (до 73-го года цвета «белый перламутр», после – обычные белые), а на корпусе появилась окантовка (опять до 73-го года «в основном» цвета «шашечки», а после – одноцветные). Накладка приобрела классический вид, который перешёл и на модель 4000. На каждый датчик своя ручка громкости и тембра плюс трёхпозиционный свитч. В бридже – регулируемый по высоте демпфер для приглушения струн (изначально 4001 позиционировался как инструмент для струн с плоской навивкой). Этой моделью стали пользоваться исполнители кантри и сёрфа, такие группы как "The Ventures".
В 1964-м году во время приезда "Битлз" в США им, как одним из любителей гитар "Рикенбекер", были подарены именные инструменты. По одной из версий, Пол Маккартни обзавёлся своим легендарным, специально для него сконструированным левосторонним басом только в следующий приезд в Америку, в 1965-м.
Сам он вспоминает, что получил свой бас летом 64-го года. Причём изначально "Rickenbacker " мог стать его собственностью ещё в феврале того же года, но люди с фирмы попросили с Пола некую символическую сумму. Пол, являясь, по его же собственным словам, большим скрягой и любителем "халявы" (шотландские корни!), не захотел платить. Получив же в итоге презент, Маккартни впервые применил его на диске "Rubber Soul". И практически до записи «Белого альбома» Рикен стал его постоянным студийным инструментом.
Тут интересно отметить, что бас Маккартни был новой модификацией, которая изготовлялась специально для дистрибьютора в Англии, фирмы Rose Morris (отчего он ещё имеет индекс RM). Модель 4001S (то есть Special) делали с точками на грифе, без окантовки и скруглёнными краями корпуса. В нек ставили новый датчик – Toaster Pickup, позаимствованный с рикеновских гитар, но с четырьмя обмотками вместо шести. В бриджевую позицию – Hi-Gain или Horseshoe.
Имя Пола Маккартни вызвало в Англии бурю интереса к Рикенбеккеровским басам. Многие музыканты пополнили ими свой арсенал. Опять же каноничная версия - в 1965 году на Британские острова было доставлено пять 4001S инструментов специально для местного рынка, все с точками на грифе. Ещё до прибытия в Лондон было расписано, кто их купит. Первым Рикенбеккер стал использовать басист "The Kinks" Питер Куайф, потом Джон Энтуистл из "The Who". Остальные басы попали в аккомпанирующий состав Донована, Роджеру Уотерсу в ”The Pink Floyd” и некоему музыканту по имени Крис Сквайр (который работал тогда в музыкальном магазине, и пользуясь служебным положением, придержал себе басок и скидочку сделал). Разные экземпляры 4001, как правило, отличались цветом и незначительными различиями в конструкции. Так, в 1969 году была представлена система "Rick-O-Sound", то есть первый в мире стерео-бас. На таком басу было два выхода - "Standard" и стереофонический "Rick- O-Sound". Вставляя в него стерео-шнур, музыкант получал возможность разделить сигнал от каждого звукоснимателя отдельно и использовать, например, два усилителя.
Пик изначального успеха Рикенбеккера пришёлся на 70-е, когда он стал едва ли не одним из символов эпохи. Его привечали все - от глэм-рокеров из группы Дэвида Боуи до Гизера Батлера из "Black Sabbath" и Роджера Гловера из "Deep Purple". Тогда же появились первые Рик-фанаты, играющие только (или почти только) на нём из числа исполнителей арт-рока. Самые известные – уже упомянутый Крис Сквайр из "Yes" и Гедди Ли из "Rush". Кстати, их потребности стремились удовлетворить модели 4008 (восьмиструнный бас с дополнительными тонкими струнами; на прототипе их крепили на гитарные колки, однако потом нашли решение с восемью облегчёнными колками Shaller) и 4080 (инструмент с двумя грифами – басовым и гитарным). Самое смешное, что многие панки, появившиеся в 76-77 годах как реакция с какой-то степени и на арт-рок, играли на Рикене. Например, Глен Мэтлок, первый басист "Sex Pistols", “The Jam”, ''The Undertones’’, “The Adverts”.
C концf 60-х начались эксперименты. Взяв за основу классические формы гитар Рикенбекер, компания произвела модель серии 4005. Этот полуакустический бас имел "гитарную" форму корпуса с эфой, два нерегулируемых по высоте звукоснимателя-тостера (максимально разведённых от грифа к бриджу), вклеенный гриф и бридж а-ля гитары со стилизованной буквой R. Стоил такой бас дороже модели 4001, и большой популярности не обрёл. Хотя и у него есть свои адепты, например Джон Энтуистл из “The Who» или Мани из "The Stone Roses". Звучание у такого баса было более низкое, тягучее и упругое.
В 70-е решили делать более дешёвые басы. Так родилась 3000 серия – короткомензурная модель 3000 с одним звучком Hi-Gain и 3001 со стандартной мензурой и двумя звучками. Гриф у них крепился на болтах, головка грифа была как у гитар, а выход располагался на лицевой части корпуса. У 3001 было три ручки – громкость и подрезка низов и верхов, плюс свитч.
Эта серия всплыла в 80-е как 2000, немного модернизированная, без накладки на корпус и с новыми хамбакерами. Модель попроще, без окантовки корпуса называлась Hamburg, побогаче, с золотой фурнитурой – El Dorado. Интересно, что на этой модели ставился не классический BadAss-бридж, а более модерновый вариант от Shaller. В 90-е вышло ещё одно издание 2000 серии, на этот раз с накладкой, прикрывающей вырез на лицевой части корпуса и придающей интрументы сходство с классическим рикеновскими гитарами. Именно в ней вышел бас 2030 Glenn Frey, специальная модель басиста «The Eagles”.
С 1977 по 1984 год выпускалась модель 4002. Его отличие от 4001 - бриджевый датчик не спрятан под крышкой и не регулируется, плюс вместе с обычными моно- и стерео- у него был XLR-выход. Инструмент позиционировался как бас для концертов и студии, и звукосниматели у него были более мощные – Super Hi-Gain Pickups.
В конце концов, в 80-м году появилась вторая классическая модель баса Rickenbacker - 4003. Его принципиальные отличия от 4001 – гриф «в основном» стали делать из одного куска, что повлекло отсутствие ореховой "бурундучьей" полосы на грифе корпусе, и изменение конструкции анкеров.
А именно, с самого начала на Рикенбеккер стали ставить двойной анкер (с учётом сквозного грифа). И в принципе, это было самое слабое место инструмента.
Поясняю. Конструкция анкера представляла из себя два прута, каждый сложенный вдвое и регулирующие гриф за счёт распирания его изнутри. Проблема же была в том, что торчащие в головке гриф концы анкеров с резьбой нещадно гнулись и ломались (у меня у самого Рикен со сломанным анкером, но парадокс – он, видно, как сломался в отрегулированном положении, так его ни разу не вело, никаких сезонных изменений тоже не замечено). Так вот, в фирме Рикенбеккер тоже озаботились этой проблемой, и решили сделать анкера классического типа - из прутов, зажимающих гриф с двух сторон. При этом регулировочные гайки перенесли в нек, а учитывая, что для их подкручивания требовалось снять накладку на корпус, то её разделили на две части, и в месте разделения появился треугольник из дополнительных винтиков. Позднее гайки перенесли в головку грифа и восстановили цельную накладку.
А в остальном так же - кленовый корпус и гриф, накладка из палисандра (или из бубинги), два звучка, четыре ручки, свитч и т.п. Другое дело, что добавилось цветов, в которых изготовляли басы, и появилась тема «цвет этого года».
А, нет. Ещё на одну из ручек тембра ставили пуш-пулл, который резал низкие частоты на нековом датчике, отчего 4003 считается более модерново звучащим басом.
Был переиздан и 4001S, так же с точками на грифе и закруглёнными краями корпуса, но «в основном» с конфигурацией звучков Toaster – нек и Horseshoe - бридж, правда, «подкова» была уже в большей степени стилизованная, ибо её крышки выполняли сугубо декоративную функцию (как и все крышки сейчас – чисто для красоты, ибо они пластиковые).
В 90-е уже пошли изыски - пятиструнный 4005 и модный 4004, который развивал концепцию серии 2000, только в классическом рикеновском корпусе и вообще модерновый по виду. У него всего две ручки – громкость и тембр, а переключение между звучками только за счёт трёхпозиционного свитча.
Ну и практически у каждой серии есть свои безладовые экземпляры.
Фактически у Рикенбекера 2 модели, сделанных под инструменты конкретных басистов.
Первая - это модель Пола Маккартни - левосторонний или правосторонний 4001S с перевёрнутой вверх ногами головкой грифа и накладкой с надписью " Rickenbacker".
История грифа довольно забавна. Когда на фирме решили сделать презент Полу, то вдруг осознали, что выточить гриф в зеркальном варианте под левую руку невозможно - оборудование не позволяет. В итоге из этой ситуации вышли с слоновьим изяществом - стандартный гриф перевернули вверх ногами, на него наклеили элементы корпуса и сказали, что так и было. Цвет Mapleglo тоже неслучаен. Делао в том, что изначально половский бас был красным, потом его разукрасили в психоделические цвета в духе эпохи, а потом ободрали и покрыли лаком.
Вторая модель - это модель Криса Сквайра из "Yes", тоже 4001S. Крис - мужик двух метров ростом с ручищами как у плотника. Играть ему было не очень удобно, и он ещё обточил края "рогов" и корпуса баса, немного их сузив, а чтобы обтачивание не было заметно (и после очередных экспериментов с раскрашиваванием), корпус был покрашен в нежно-сливочный цвет. Именная модель тоже с более обтекаемой формой и автографом Криса на пикгарде.
И две модели специально для музыкантов:
Рикенбеккер 4004 - личный бас Лемми из "Motorhead" с 3-мя звукоснимателями, накладками из красного дерева, инкрустацией и обозначением ладов в виде звёздочек. Короче, всё по богатому", и уже упомянутый 2030 Glenn Frey.
Что ж, по состоянию на 2015 год можно констатировать, что история басов “Rickenbacler» продолжается, и пожалуй, никогда они не были так успешны и популярны, как сейчас. На них играют в любом стиле – от джаза и регги и лютого дет-метала, бас рисуют в манге и пытаются подделывать и копировать. При этом «Rickenbacker” по прежнему изготавливают в производственных корпусах городка Санта-Ана, Калифорния. Никакого бюджетного производства в Азии или Китае и никакой дешёвой фурнитуры. И главное – тот самый звук. Как есть звук Пресижна, Мюзикмэна, Тандербёрда или Спектора, так и есть он – звук баса Рикенбеккер.
Небольшая памятка:
Дерево: корпус - изначально красное дерево и накладка на гриф из палисандра; затем клён с палисандровой полосой, крыльями головки грифа и накладкой на гриф, позднее накладка на гриф из палисандра или бубинги.
Типы грифов: в основном сквозной, на разных моделях – и вклеенный и на болтах.
Звукосниматели – Horseshoe / Hi-Gain / Toaster / Super Hi-Gain / Hunbuckers. Стю Кук из «Creedence Clearwater Revival” и Крис Брабек меняли бриджевый звучок на датчик от Джаз-баса, басист |”lower Kings” умудрился под крышку разместить звукосниматель от Пресижна. Ещё одна фишка – замена некового датчика на хамбакер в Гибсон-стиле (Mudbucker). Ну и у ряда производителей есть звучки для Рикена.
Расположение зукоснимателей – если взять за стандарт пресижновский «шашечки», которые находятся посередине между бриджем и неком, то в этой позиции стоит звучок у модели 3000 с одним звукоснимателем. Классической расположение звучков рикеновский басов – бриджевый сдвинут к бриджу (так же делают на Мюзикмэне), нековый на пару дюймов сдвинут от грифа. На модели 4005 звучки плотно придвинуты к неку и бриджу, у 2000 серии – середина деки бридж и классика в неке, у 4004 нековый вплотную придвинут к грифу.
Бриджи: Old Style (4000 ранние) / BadAss / R-brigde (4005) / Shaller. Производится вариант для замены BadAss от Hipshot.
Колки: Kluson / Grover / Shaller Vintage (с надписью Rickenbacker) / Shaller облегчённые. Опять же у многих производителей есть колки для замены.
Распайка: у всех басов с одним звукоснимателем – стандартная конфигурация громкости и тона; все басы с двумя комплектуются трёхпозиционным свитчем. Ручки 4001-4002, серия 2000 – две громкости – два тона; 4003 - две громкости – два тона плюс пуш-пулл на ручке тона некового датчика для срезания низов; 4005 - две громкости – два тона плюс пятая ручка баланса между звучками; 3001 - громкость и подрезка низов и верхов; 4004 – громкость и тон.
Анкера. Запомните – все Рикенбекеры делают с двумя анкерами. Даже если на инструменте большими буквами написано название и номер, но анкер один – это копия или подделка. В тексте вопрос анкеров я осветил достаточно подробно.
На японской копии?) сейчас будут вписаны новые страницы в одну небезизвестную книгу;)
И я впишу страницу в этой книге. Но у меня наоборот - проникся мятежностью японской копии. (Оригинала в жизни не щупал.)
всегда найдётся кто-то, кто назовёт его бревном.
Ниткин, помниццо, о Риках как-то нелестно отзывался. ))
И я впишу страницу в этой книге. Но у меня наоборот - проникся мятежностью японской копии. (Оригинала в жизни не щупал.)
всегда найдётся кто-то, кто назовёт его бревном.
Ниткин, помниццо, о Риках как-то нелестно отзывался. ))

А мне рик больше всего во всяких металлах-металлкорах нравится.
Редко бывает,но настолько общая звуковая картина меняется.
Смотришь на фестивале солянку - у всех басы бубнят-рычат по низам,и тут выходит группа с риком в каком-нибудь low-B строе и такой кристальный звук,прорезающий все гитарные жужжания.
Редко бывает,но настолько общая звуковая картина меняется.
Смотришь на фестивале солянку - у всех басы бубнят-рычат по низам,и тут выходит группа с риком в каком-нибудь low-B строе и такой кристальный звук,прорезающий все гитарные жужжания.

>>Делюкс - это не классика, а эксперимент;)
>имеется ввиду,что фендер .все-таки более универсальный инструмент,чем рик.
Не факт) но порой конечно звук преса или жабки просто необходим) 3-жды пытался стать риководом и возможность такая была, но пока не срослось и все эксперименты по задействованию рика были для меня не убедительны... Хотя когда берешь рик в руки сразу становится очень уютно и спокойно, но с практической стороной использования я так к сожалению не разобрался) но возможно все еще впереди и когда нить дорасту) пока с удовольствием читаю отзывы от продвинутых пользователей и мотаю на ус;)
>имеется ввиду,что фендер .все-таки более универсальный инструмент,чем рик.
Не факт) но порой конечно звук преса или жабки просто необходим) 3-жды пытался стать риководом и возможность такая была, но пока не срослось и все эксперименты по задействованию рика были для меня не убедительны... Хотя когда берешь рик в руки сразу становится очень уютно и спокойно, но с практической стороной использования я так к сожалению не разобрался) но возможно все еще впереди и когда нить дорасту) пока с удовольствием читаю отзывы от продвинутых пользователей и мотаю на ус;)

>3-жды пытался стать риководом и возможность такая была, но пока не срослось и все эксперименты по задействованию рика были для меня не убедительны... Хотя когда берешь рик в руки сразу становится очень уютно и спокойно, но с практической стороной использования я так к сожалению не разобрался)
Очень может быть, что это не твоё. Три раза - это не совпадение)
Очень может быть, что это не твоё. Три раза - это не совпадение)

По пводу анкера старой конструкции, кторый сложенный вдвое.
Оказывается, есть в этом своя сермяжная правда.
При проблемах с таким анкером его можно вытащить, срезать сломанные или сорванные головки, заново анрезать на них резьбу и вставить анкера обратно. Они станут короче на пару сантиметров, но работать будут как новые. Сами понимаете, с анкерами конструкции типа винта такой номер не проходит. Там надо менять на новый.
Оказывается, есть в этом своя сермяжная правда.
При проблемах с таким анкером его можно вытащить, срезать сломанные или сорванные головки, заново анрезать на них резьбу и вставить анкера обратно. Они станут короче на пару сантиметров, но работать будут как новые. Сами понимаете, с анкерами конструкции типа винта такой номер не проходит. Там надо менять на новый.
